20.06.2018

Астрономы обнаружили черную дыру промежуточной массы

Сегодня нам известно немало сверхмассивных черных дыр, расположенных в центрах галактик и набирающих массу в миллионы и даже миллиарды масс Солнца. Физики уловили гравитационные волны от слияния небольших черных дыр в десятки солнечных масс. Но черные дыры промежуточной массы в сотни и тысячи солнц до сих пор ускользают от наблюдения.

Яркую рентгеновскую вспышку на периферии Млечного Пути, продолжавшуюся около 10 лет, связали с гибелью звезды, которая сблизилась с черной дырой промежуточной массы

Лишь в 2017 году японские астрономы, изучившие молекулярное облако CO-0.40-0.22 неподалеку от центра Млечного Пути, сочли его подходящим кандидатом в такие объекты, но точных свидетельств нет до сих пор. Новые наблюдения американских ученых, результаты которых представлены в журнале Nature Astronomy, дают более надежный вариант.

Дачэнь Линь (Dacheng Lin) и его коллеги обнаружили яркую вспышку на периферии нашей Галактики — вспышку, которая может свидетельствовать о присутствии черной дыры промежуточной массы. Интерес ученых привлек яркий рентгеновский источник 3XMM J215022.4-055108, удаленный от нас на 800 миллионов километров. Еще в 2006 году его наблюдал зонд XMM-Newton, а в 2009-м — космический телескоп Chandra. Наблюдения были продолжены в 2014 и 2016 годах, когда источник светил уже далеко не так ярко.

Стоит сказать, что сами по себе черные дыры, разумеется, наблюдать невозможно. Заметить их можно по излучению материи, падающего в недра дыры, по гравитационному влиянию на соседние звезды — и, конечно, при гибели звезды, подошедшей к черной дыре на опасно близкое расстояние. Черные дыры промежуточной массы, как считается, обычно существуют далеко от наполненных материей центральных областей Галактики, что затрудняет их обнаружение.

Но в этот раз, видимо, ученые зафиксировали одну из них — именно в период, когда случайная звезда сблизилась и разрушилась под действием ее гравитации: массу черной дыры ученые оценивают примерно в 10 тысяч солнечных масс. В течение нескольких лет гибнущая звезда создавала яркую вспышку, которую и заметили наши телескопы.

Сергей Васильев