27.06.2017

Астрономы получили самый детализованный снимок поверхности далекой звезды

Международная группа астрономов, работающая с Атакамской большой антенной решёткой миллиметрового диапазона (ALMA), крупнейшим комплексом радиотелескопов, получила самое детализированное изображение поверхности удаленной звезды, которое когда-либо создавалось с помощью радиотелескопов.

Размер Бетельгейзе в сравнении с орбитами планет нашей Солнечной системы

На представленной выше фотографии находится Бетельгейзе, знаменитый красный сверхгигант созвездия Орион. Благодаря этой фотографии ученые выяснили, что температура внутренних слоев атмосферы звезды далека от однородности. Открытие может помочь в объяснении того, как происходит нагрев атмосферы у подобных звезд и каким образом их звездное вещество попадает в межзвездное пространство.

«ALMA обладает возможностью показать нам изображения поверхностных особенностей соседних к нашей системе звезд, а также позволяет напрямую проводить измерения температуры этих особенностей», — объясняет доктор Имон О’Горман, астроном из Дублинского института перспективных исследований и ведущий автор обсуждаемого исследования.

«Мы долгие годы подозревали, что видимая поверхность Бетельгейзе неоднородна в плане температурных показателей, однако ALMA позволила взглянуть на эту особенность в удивительных деталях. Оказывается, нижние слои атмосферы звезды тоже не однородны. Вероятнее всего, эти температурные изменения вызываются магнитными полями, как это аналогичным образом происходит у нашей родной звезды, Солнца».

Результаты наблюдений астрономов были недавно опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Бетельгейзе на фоне созвездия Орион (слева). Одиночное изображение (в центре). Правый снимок представляет собой предыдущее лучшее изображение звезды, полученное с помощью Очень большого телескопа

Говоря о размере Бетельгейзе – звезда просто огромна. Она примерно в 1400 больше нашего Солнца, а ее масса в 13—17 раз больше массы нашего светила. В рамках своей эволюции звезды, подобные Бетельгейзе, выбрасывают с помощью звездного ветра в межзвездное пространство огромный объем своего материала. В этих ветрах содержатся тяжелые элементы, произведенные звездами и представляющие собой важные ингредиенты для формирования новых звезд и планет.

«Расположенная примерно в 650 световых годах от нас, Бетельгейзе не является ближайшей к Солнечной системе звездой, но ее размер делает ее идеальной целью для исследования с помощью ALMA», — комментирует доктор Пьерр Кервелла, астроном Парижской обсерватории, также принимавший участие в исследовании.

«Когда мы смотрим на ночное небо невооруженным глазом, то видим множество ярких звезд повсюду. Но так как эти звезды находятся очень далеко от нас, то даже самые мощные телескопы в мире не справляются с тем, чтобы запечатлеть поверхность этих звезд. Последние же результаты работы ALMA показывают, что радиотелескоп способен справляться с этой задачей, если речь идет о поверхности очень больших звезд».

ALMA состоит из 66 гигантских 12-метровых и 7-метровых антенн и является самым мощным комплексом радиотелескопов в мире. Расстояние между отдельными телескопами может составлять до 16 километров, что дает ALMA выдающиеся способности в увеличении картинки.

Комплекс представляет собой международный астрономический инструмент и расположен на высоте 5000 метров над уровнем моря на плато Чахнантор в северном Чили, в одном из самых сухих мест в мире. С ALMA работают многие астрономы и обсерватории из Европы, Северной Америки и Восточной Азии.

Николай Хижняк