27.06.2017

Астрономы получили самый детализованный снимок поверхности далекой звезды

Международная группа астрономов, работающая с Атакамской большой антенной решёткой миллиметрового диапазона (ALMA), крупнейшим комплексом радиотелескопов, получила самое детализированное изображение поверхности удаленной звезды, которое когда-либо создавалось с помощью радиотелескопов.

На представленной выше фотографии находится Бетельгейзе, знаменитый красный сверхгигант созвездия Орион. Благодаря этой фотографии ученые выяснили, что температура внутренних слоев атмосферы звезды далека от однородности. Открытие может помочь в объяснении того, как происходит нагрев атмосферы у подобных звезд и каким образом их звездное вещество попадает в межзвездное пространство.

«ALMA обладает возможностью показать нам изображения поверхностных особенностей соседних к нашей системе звезд, а также позволяет напрямую проводить измерения температуры этих особенностей», — объясняет доктор Имон О’Горман, астроном из Дублинского института перспективных исследований и ведущий автор обсуждаемого исследования.

«Мы долгие годы подозревали, что видимая поверхность Бетельгейзе неоднородна в плане температурных показателей, однако ALMA позволила взглянуть на эту особенность в удивительных деталях. Оказывается, нижние слои атмосферы звезды тоже не однородны. Вероятнее всего, эти температурные изменения вызываются магнитными полями, как это аналогичным образом происходит у нашей родной звезды, Солнца».

Результаты наблюдений астрономов были недавно опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Говоря о размере Бетельгейзе – звезда просто огромна. Она примерно в 1400 больше нашего Солнца, а ее масса в 13—17 раз больше массы нашего светила. В рамках своей эволюции звезды, подобные Бетельгейзе, выбрасывают с помощью звездного ветра в межзвездное пространство огромный объем своего материала. В этих ветрах содержатся тяжелые элементы, произведенные звездами и представляющие собой важные ингредиенты для формирования новых звезд и планет.

«Расположенная примерно в 650 световых годах от нас, Бетельгейзе не является ближайшей к Солнечной системе звездой, но ее размер делает ее идеальной целью для исследования с помощью ALMA», — комментирует доктор Пьерр Кервелла, астроном Парижской обсерватории, также принимавший участие в исследовании.

«Когда мы смотрим на ночное небо невооруженным глазом, то видим множество ярких звезд повсюду. Но так как эти звезды находятся очень далеко от нас, то даже самые мощные телескопы в мире не справляются с тем, чтобы запечатлеть поверхность этих звезд. Последние же результаты работы ALMA показывают, что радиотелескоп способен справляться с этой задачей, если речь идет о поверхности очень больших звезд».

ALMA состоит из 66 гигантских 12-метровых и 7-метровых антенн и является самым мощным комплексом радиотелескопов в мире. Расстояние между отдельными телескопами может составлять до 16 километров, что дает ALMA выдающиеся способности в увеличении картинки.

Комплекс представляет собой международный астрономический инструмент и расположен на высоте 5000 метров над уровнем моря на плато Чахнантор в северном Чили, в одном из самых сухих мест в мире. С ALMA работают многие астрономы и обсерватории из Европы, Северной Америки и Восточной Азии.

Николай Хижняк