22.12.2015

Станция Cassini последний раз максимально приблизилась к Энцеладу

Энцелад - один из спутников Сатурна, в подповерхностном океане которого не исключается наличие пригодных для жизни условий, сообщается на сайте NASA.

Северная оконечность спутника

Опубликованные на сайте агентства снимки были сделаны 19 декабря текущего года в 09:49 по тихоокеанскому времени с расстояния 4999 километров от Энцелада.

Произошедшее сближение станции Cassini со спутником стало 22-м за всю историю миссии, завершение которой намечено на 2017 год. До этого времени Cassini будет приближаться к Энцеладу на расстояния минимум в четыре раза больше последнего.

Сейчас ученые сходятся во мнении, что изначально станция не предназначалась для подробного изучения Энцелада, но сделанные ею открытия вынудили команду миссии скорректировать планы исследований.

Атмосферная дымка на Энцеладе

По словам руководителя миссии Линды Спилкер из Лаборатории реактивного движения в Пассадине, станция сделала много открытий о спутнике Энцеладе, однако многое еще предстоит сделать для того, чтобы найти ответ на ключевой вопрос о том, имеется ли в этом крошечном подповерхностном океане гавань жизни.

Напомним, что в 2005 году Cassini впервые обнаружила геологическую активность на Энцеладе (криовулканы на южном полюсе), а в 2014 году были получены первые убедительные доказательства наличия локального подледного океана на Энцеладе.

В 2015 году планетологи выяснили, что океан на спутнике имеется не только под поверхностью его южного полюса, а распространяется под всей ледяной коркой Энцелада.

Химический состав выбросов из криовулканов благоприятен для зарождения и развития жизни, а внутри океана, вероятно, гидротермальная активность нагревает воду до 90 градусов по Цельсию. Природа данной активности ученым пока не ясна.

Гребни и борозды на участке северного полушария Энцелада

Компьютерное моделирование показало, что в воде Энцелада примерно такое же содержание поваренной соли, как и в земном океане. Там много соды и высокий уровень щелочности (показатель pH достигает 12).

В настоящее время этот спутник Сатурна считается наиболее перспективным с точки зрения обнаружения внеземной жизни в Солнечной системе.

Энцелад был открыт в 1789 году Уильямом Гершелем. Это шестой по размеру спутник Сатурна. Вокруг планеты он обращается за 32,9 часа. Его радиус примерно в 25, а масса - в 200 тысяч раз меньше, чем у Земли.

Миссия Cassini-Huygens является совместным проектом NASA и Европейского космического агентства, а ее основная цель - исследование Сатурна, его колец и крупнейшего спутника Титана.

1. km.ru