04.01.2015

VISTA запечатлел Трехраздельную туманность

На новом снимке, полученном на обзорном телескопе ESO VISTA, знаменитая Трехраздельная туманность (Trifid Nebula) предстает в новом призрачном виде.

Наблюдения в инфракрасном диапазоне спектра позволили астрономам проникнуть взглядом сквозь заполненные пылью центральные области Млечного Пути и зарегистрировать много ранее скрытых объектов. Только в этой крохотной части одного из обзоров неба, выполняемых на телескопе VISTA, ученые открыли две ранее неизвестных очень далеких переменных звезды класса цефеид, которые лежат на одном луче зрения Трехраздельной туманности далеко за ней. Это первое открытие звезд такого типа в плоскости Млечного Пути вне его центрального балджа.

В рамках одного из главных обзоров южного неба, выполняемого на телескопе VISTA в обсерватории ESO Паранал в Чили, проводится картографирование центральных областей Млечного Пути в инфракрасном свете с целью поиска новых и скрытых объектов. При этом одни и те же поля время от времени снимаются повторно, чтобы выявить переменность блеска объектов. Обзор имеет название VVV Survey (VISTA Variables in the Via Lactea).

Крохотной частью полученного в рамках обзора VVV гигантского объема данных является этот новый снимок знаменитой области звездообразования Messier 20, обычно называемой Трехраздельной туманностью (Trifid Nebula) из-за призрачных темных полос, которые делят ее на отчетливо видимые в телескоп три части.

На известных фото Трехраздельной, сделанных в видимом свете, туманность ярко сияет красноватым свечением ионизованного водорода и туманной голубизной рассеянного света горячих молодых звезд. Выделяются и огромные облака поглощающей свет пыли. Но вид туманности на инфракрасном снимке совсем иной. Это как бы призрак того объекта, который виден в оптике. Пылевые облака значительно менее заметны, яркое сияние водородных облаков едва различимо, трехчастная структура почти не прослеживается.

Плотные пылевые облака в диске нашей Галактики, поглощающие видимый свет, пропускают большую часть инфракрасного излучения, улавливаемого приемниками телескопа VISTA. Теперь стало возможно заглянуть далеко за Трехраздельную и зарегистрировать объекты на дальнем краю Галактики – объекты, которые никто и никогда еще не видел.

На приводимом фото как раз имеется такой замечательный сюрприз. С виду совсем рядом с Трехраздельной туманностью, а на деле примерно в семь раз дальше от нас, чем она, видна пара открытых с помощью VISTA переменных звезд. Это цефеиды – яркие нестабильные звезды, которые периодически сначала медленно увеличивают, а затем уменьшают свой блеск. Астрономы считают, что эта пара – самые яркие члены звездного скопления. Пока это единственные цефеиды, зарегистрированные так близко к плоскости Галактики с ее дальней стороны. Период изменения их блеска составляет 11 дней.

1. zele.ru