11.03.2015

Российские астрономы нашли сразу девять спутников Млечного Пути

Российские астрономы обнаружили сразу девять новых спутников нашей галактики Млечный Путь. Карликовые галактики помогут разгадать тайну загадочной темной материи.

Российским ученым, ныне работающим в Кембридже, удалось значительно расширить наши представления о том, как выглядят окрестности нашей галактики Млечный Путь. В своей работе Сергей Копосов и Василий Белокуров (оба — выпускники Государственного астрономического института имени Штернберга — научно-исследовательского учреждения МГУ) обнаружили сразу девять спутников Млечного Пути. Главное их свойство - спутники чрезвычайно тусклые: ученые говорят, что еще 10 лет назад существующими средствами их обнаружить было нельзя.

Что представляют собой эти спутники, некоторые из которых состоят из нескольких тысяч звезд: полноценные карликовые галактики или всего лишь шаровые звездные скопления, пока сказать нельзя. «Дело в том, что для очень слабых объектов грань между галактикой и шаровым скоплением размыта. Ведь чтобы утверждать, что это галактика, нужно померить, есть ли в ней темная материя, то есть мерить скорости отдельных звезд, - рассказал Копосов. - Плюс индикатором являются размеры.

Если объект очень большой, порядка 100 парсеков, то это, скорее всего, галактика. 3–10 парсека — шаровое скопление».

Три из найденных объектов имеют крупные размеры, и ученые уверены, что это карликовые галактики. В природе остальных шести объектов ученые не уверены. Открытие астрономов значительно расширило знания об окружении нашей галактики, ведь до этого число известных карликовых галактик-спутников составляло около 20, число шаровых скоплений-спутников - порядка 100.

Это самое массовое открытие спутников нашей галактики, сделанное за последнее десятилетие в Южной области неба.

Сделать его удалось благодаря анализу данных астрономического обзора Dark Energy Survey, выполненного чилийским телескопом Victor M Blanco, который исследовал небольшую (всего в 5%) область неба — порядка 2 тыс. квадратных градусов.

Основная цель этого обзора — изучение разбегания Вселенной и формирование крупномасштабных структур посредством прямых снимков звезд в одном узком участке неба. Однако результаты исследования удалось применить для куда более близких к нам в плане расстояний объектов. «Мы не исключали, что там что-то найдется. Но девять спутников оказались полной неожиданностью», — пояснил Копосов, автор работы. По сути, задачей астрономов было применить специальные алгоритмы для обработки огромных массивов наблюдений объемом в десятки терабайтов при помощи суперкомпьютеров, чтобы «выудить» из них области с повышенной концентрацией звезд. Выяснилось, что все найденные спутники расположены рядом с другими крупными соседями Млечного Пути — Большим и Малым Магеллановыми облаками. Возможно, в прошлом эти галактики были отдельной системой галактик, не связанной с Млечным Путем. Но подойдя к нему порядка 5 млрд лет назад, они приблизили к нам и свои карликовые спутники, которые уже вращаются вокруг Млечного Пути.

При этом Млечный Путь активно разрушает эти два своих спутника: мы можем наблюдать огромный газовый хвост, который истекает из них в направлении нашей галактики.

«Найденные нами спутники находятся по разные стороны от этого хвоста, и мы предполагаем, что они — «отстающая» часть этого хвоста», — пояснил автор.

Однако карликовые галактики интересны ученым не только и не столько как просто новые спутники Млечного Пути. Не так давно астрономы заметили, что у таких карликовых галактик содержание загадочной темной материи в общей массе значительно превышает ее долю в обычных галактиках.

В карликовых галактиках на скрытую, темную массу может приходиться более 99%, а на долю обычного барионного вещества (звезд, газа и пыли) — лишь доли процента. В обычных галактиках изучению кинематики звезд или аннигиляции частиц темной материи мешает обычная, барионная. «А эти галактики почти полностью состоят из темной материи, и барионы можно игнорировать. Изучать их — самый лучший способ что-то узнать о темной материи», — добавил Копосов.

Павел Котляр