30.01.2014

С телескопом VLT построена карта поверхности коричневого карлика

С помощью Очень Большого Телескопа ESO (VLT) построена первая в истории астрономии «карта погоды» на поверхности ближайшего к Земле коричневого карлика WISE J104915.57-531906.1B. Этот объект, известный также под названием Luhman 16B, входит в недавно обнаруженную всего в шести световых годах от Солнца систему из двух коричневых карликов. На карте, построенной международной группой исследователей, отражена система темных и светлых полос на поверхности карлика.

Коричневые карлики заполняют промежуток между гигантскими газовыми планетами, такими, как Юпитер и Сатурн, и слабыми холодными звездами. Их масса недостаточна для того, чтобы в их недрах начались ядерные реакции, и они способны излучать лишь слабый инфракрасный свет. Первое подтвержденное открытие коричневого карлика состоялось лишь двадцать лет назад. Сейчас известно всего несколько сотен этих трудноуловимых объектов.

Самые близкие к Солнечной системе коричневые карлики, открытые в начале 2013 года, образуют двойную систему, называемую Luhman 16AB. Она находится всего в шести световых годах от Земли в южном созвездии Парусов (Vela). После Альфы Центавра и звезды Барнарда эта пара занимает третье место по близости к Солнцу. Оказалось, что более слабый компонент системы, Luhman 16B, немного меняет свою яркость каждые несколько часов, что наводило на мысль о деталях на поверхности объекта, периодически попадающих в поле зрения при вращении карлика.

Астрономы воспользовались мощью Очень Большого Телескопа ESO (VLT) и сумели не только получить изображение коричневых карликов, но и составить карту темных и светлых деталей на поверхности Luhman 16B.

Для построения карты коричневого карлика астрономы разработали специальный метод. Они наблюдали эти тусклые объекты с приемником CRIRES, установленном на VLT, благодаря чему они могли не только регистрировать изменения яркости при вращении Luhman 16B, но и видеть, движутся ли при этом темные и светлые детали к наблюдателю или от него. Комбинируя эту информацию, ученые смогли построить карту расположения темных и светлых пятен на поверхности карлика.

Атмосферы коричневых карликов очень похожи на атмосферы горячих гигантских газовых экзопланет. Поэтому, изучая сравнительно легко наблюдаемые коричневые карлики, астрономы могут накапливать знания и об атмосферах молодых планет-гигантов. Много их вскоре будет обнаружено с новым приемником SPHERE, который планируется установить на VLT в 2014 году.

1. zhelezyaka.com