11.03.2014

В «пустынях» Вселенной обнаружены неизвестные галактические структуры

Между скоплениями галактик не сплошная пустота со случайно «заплутавшими» галактиками-одиночками, а короткие «нити» из галактик, среди которых много довольно тусклых.

Специалисты из Университета Западной Австралии во главе с Мехметом Алпасланом (Mehmet Alpaslan) выяснили, что галактики, изредка встречающиеся в огромных пустых регионах нашей Вселенной, которые лежат между основными галактическими скоплениями, не разбросаны по этой «пустыне» бессистемно, а, напротив, выстроены в сравнительно короткие струны.

Согласно современным взглядам, Вселенная полна крупных скоплений галактик, которые встраиваются в запутанную сеть ещё бóльших скоплений и узлов, соединённых тонкими галактическими «нитями». Такую структуру иногда называют космической паутиной, между ячейками которой, как принято считать, в основном лежит пустота.

То есть, конечно, и в таких пустотах есть галактики, вот только их там, как полагают астрономы, одна или две, а не сотни, как в больших скоплениях — скажем, в нашем.

Используя данные «Англо-Австралийского телескопа», г-н Алпаслан вместе с коллегами попытался изучить эти малочисленные популяция «галактик в пустоте» и выяснил, что часть из них организована в структуры, ранее не попадавшие в поле зрения учёных.

«Мы нашли небольшие "нити" всего из нескольких галактик, проникающих в "пустые" области пространства, — говорит исследователь. — Эти совершенно новые структуры мы назвали "усиками"». В среднем в каждом из "усиков" по шесть галактик; в длину вся структура вытягивается лишь на считанные мегапарсеки.

Авторы открытия предполагают, что истинные размеры «пустых» регионов пространства (войдов) могут быть много меньше, чем считалось. А так называемые одиночные галактики в этих регионах на самом деле являются наиболее яркими членами "усиков", более тусклых собратьев которых не найти без тщательного изучения войдов.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Подготовлено по материалам Международного центра радиоастрономических исследований.

Александр Березин