15.01.2014

Открыта первая планета у двойника Солнца в звездном скоплении

С помощью знаменитого «охотника за планетами» - приемника HARPS, используемого астрономами ESO в Чили, а также других телескопов в разных частях Земли открыты три планеты, обращающиеся вокруг звезд в скоплении Messier 67. Хотя сейчас за пределами Солнечной системы уже найдено более тысячи планет, всего горсточка из этого числа находится в звездных скоплениях. Примечательно, что одна из новооткрытых экзопланет принадлежит звезде редкого типа «двойников Солнца», которая во всех отношениях почти полностью идентична нашему светилу.

Открыта первая планета у двойника Солнца в звездном скоплении

Планеты, обращающиеся вокруг других звезд, сейчас никого не удивляют – вполне обычные небесные объекты. Эти так называемые «экзопланеты» обнаруживаются у звезд самого разного возраста и химического состава по всему небу. Но до сих пор очень мало таких планет было открыто внутри звездных скоплений. И это странно, так как известно, что большинство звезд родилось именно в скоплениях. Чтобы объяснить эту непонятную особенность, астрономы пытаются понять, чем может отличаться образование планет в звездных скоплениях.

Анна Брукаласси из Института космической физики им. Макса Планка в Гархинге (Германия) и ее группа попытались исследовать эту проблему. “Звезды в скоплении Messier 67 примерно того же возраста и химического состава, что и Солнце. Это значит, что у нас есть идеальная природная лаборатория, в которой можно выяснить, сколько планет образуется у такого количества похожих звезд и формируются ли они в основном вокруг более или менее массивных звезд”.

Группа работала с приемником HARPS – инструментом, специально предназначенным для поиска планет и установленным на 3.6-метровом телескопе ESO в обсерватории Ла Силья. Полученные результаты были дополнены наблюдениями, выполненными в некоторых других обсерваториях мира. В течение шести лет астрономы тщательно отслеживали 88 избранных звезд в Messier 67 в поисках едва заметных колебательных движений этих звезд в направлении к Земле и от нее – эффект, который свидетельствует о наличии планет.

Скопление М 67 находится в 2,5 тыс. световых лет от нас в созвездии Рака (Cancer) и содержит около 500 звезд. Многие из этих звезд слабее, чем те, вокруг которых обычно ищут экзопланеты, поэтому возможности приемника HARPS пришлось использовать на полную мощность.

В результате было найдено три планеты. Две из них обращаются вокруг звезд, похожих на Солнце, одна – вокруг более массивного и старого красного гиганта. Первые две планеты имеют массы около трети массы Юпитера и обращаются вокруг материнских звезд: одна - за семь, а другая - за пять дней. Третья планета совершает оборот за 122 дня и по массе превосходит Юпитер.

Первая из этих трех планет примечательна тем, что ее родительская звезда относится к числу немногих найденных до сих пор «двойников Солнца» - она почти полностью идентична Солнцу по всем параметрам (eso1337). Это первый «двойник Солнца» в звездном скоплении, у которого обнаружена планета.

Две из трех найденных планет относятся к типу «горячих юпитеров» — они сравнимы с Юпитером по размерам, но расположены гораздо ближе к своим светилам и поэтому гораздо горячее. Все три планеты ближе к своим звездам, чем внутренние границы «зон обитания» этих звезд – областей пространства, в пределах которых возможно существование жидкой воды.

1. zhelezyaka.com