27.09.2013

В созвездии Стрельца ученые обнаружили необычный пульсар

Необычный радиопульсар был обнаружен астрономами в созвездии Стрельца. Постоянно трансформирующийся в другой тип нейтронной звезды пульсар находится на расстоянии в 18000 световых лет от Земли. Ранее подобное явление теоретически считалось невозможным, как отмечается в статье, опубликованной в издании Nature.

В созвездии Стрельца ученые обнаружили необычный пульсар

Исследователи открыли этот рентгеновский пульсар-"трансформер" в ходе изучения снимков и данных, собранных с помощью различных радиотелескопов США во время семилетнего наблюдения за созвездием Стрельца. Ученые обратили свое внимание на близко расположенное к Земле скопление звезд М28. Именно внутри него они нашли странный объект, напоминающий радиопульсар.

Поведение объекта IGR J18245-2452 было крайне необычным для пульсара подобного типа — он "исчезал" время от времени из радиодиапазона, отсутствуя несколько лет, из-за чего был дважды открыт в 2005 и 2013 годах сразу двумя группами астрономов. Подробно изучив снимки М28 в разных диапазонах, авторы статьи заметили в той же самой точке скопления присутствие и рентгеновского пульсара.

Ученых это очень озадачило, ведь радио- и рентгеновские пульсары нисколько не совместимы друг с другом и никак не могут находиться в одной двойной системе. В связи с этим в ней должна быть лишь одна нейтронная звезда, спутником которой является обычное светило. Обнаруженный радиопульсар приобрел свойство "трансформера" благодаря периодическому перетягиванию части материи с близлежащего спутника.

Образующая "кольцо" вокруг нейтронной звезды раскаленная плазма начинает опускаться на ее поверхность, что приводит к появлению рентгеновского излучения и заставляет тем самым пульсар крутиться быстрее. При истощении запасов газа IGR J18245-2452 вновь становится миллисекундным радиопульсаром. Только такой механизм объясняет причину изменения сущности данного объекта за недели и месяцы - и мгновения, с точки зрения астрономии, отмечают исследователи.

1. globalscience.ru