04.07.2013

Меркурий выглядит моложе своего возраста

По всей видимости, планета «омолодила» свою наружность, причём довольно радикальными средствами.

Те части Меркурия, что выделены белой линией, сильнее всего насыщены кратерами, и именно их анализ повозил датировать поверхность планеты. (Иллюстрации John Hopkins / APL.)

Поверхность первой планеты Солнечной системы весьма отличается от других хорошо изученных твёрдых внеземных тел, таких как Луна и Марс. Уже ранние изображения Меркурия показали, что он покрыт относительно гладкими равнинами неясного происхождения, что оба полушария сравнительно однородны, в то время как на спутнике Земли и Красной планете полушария резко отличаются друг от друга.

Симоне Марчи (Simone Marchi) с коллегами по Юго-Западному НИИ в Боулдере (Колорадо, США) попытались решить давний вопрос: что сформировало огромные гладкие равнины Меркурия — выбросы из ударных бассейнов и кратеров или же вулканическая активность?

Проанализировав данные зонда «Мессенджер», учёные выяснили, что старейшие из видимых равнин Меркурия не древнее 4–4,1 млрд лет, а значит, от первых 400–500 млн лет эволюции планетарной поверхности не осталось и следа. Наиболее обширные меркурианские вулканические провинции имеют возраст в 3,6–3,8 млрд лет, то есть появились лишь в конце поздней тяжёлой бомбардировки, когда астероиды и кометы сыпались на Землю, Луну, Марс и, как теперь совершенно ясно, на Меркурий в массовом порядке.

Для того чтобы установить этот факт, авторы работы использовали информацию о сравнительных размерах лунных кратеров и датировках пород, забранных «Аполлонами» с лунной поверхности в районе тех или иных кратеров. Количество и пространственное распределение больших ударных бассейнов на Меркурии показало, что по возрасту они не старше поздней тяжёлой бомбардировки.

Исследователи предполагают, что, поскольку у Меркурия сравнительно тонкая кора (83% его внутренностей занимает ядро), астероиды легко её пробивали и провоцировали вулканическую активность титанических масштабов, полностью обновившую поверхность планеты. Именно из-за глобального характера тогдашнего вулканизма разные полушария Меркурия испытали одни те же процессы в полной мере, и ситуация Марса/Луны (где на поверхность больше влияли ударные процессы и меньше — вулканизм, в силу чего полушария выглядят более разнообразно) здесь была невозможна.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature.

Александр Березин