25.07.2013

Квазары живут теснее, чем обычные галактики

Галактики с активно излучающим ядром более склонны располагаться поближе друг к другу, нежели обычные структуры такого рода — вроде той, в которой проживаем мы с вами, пишет ABC Science.

Итак, если ядро галактики действительно активно, то она будет находиться намного ближе к своим соседям, чем если бы у неё в центре была спокойная СМЧД. (Иллюстрация NASA.)

Австралийские астрономы под руководством Хауке Ворпеля (Hauke Worpel) из Университета Монаша, анализируя материалы исследования Англо-австралийского телескопа, попытались проверить гипотезу о связи квазаров — галактик с активной сверхмассивной чёрной дырой (СМЧД) в центре — с формированием крупных скоплений галактик.

Могут ли активные ядра галактик, содержащие СМЧД, влиять на звездообразование в своей галактике, «включая» и «выключая» его? Этот вопрос активно дебатируется в последние годы. Согласно ряду гипотез, когда скорость падения газа, из которого образуются звёзды, превышает определённую величину, формирование новых светил становится в таких местах невозможным. Как считается, такое поглощение газа должно достигать максимальной интенсивности при столкновении пары галактик с последующим слиянием их СМЧД.

Рассмотрев 2 178 галактик с активным ядром, сильно излучающим в радиодиапазоне, учёные сравнили их с «контрольной группой» галактик — сходных по светимости, размеру и звёздному населению, но без значительной активности в ядре. Выяснилось, что распределение наиболее бурных галактик в пространстве весьма отличается от нормального. Носители активных ядер имели тенденцию «сбиваться в стаи», где от одной такой галактики до другой было в среднем менее 522 тыс. световых лет. Для сравнения можно указать, что ближайшая крупная галактика, не являющаяся спутником нашей собственной, расположена в 2,5 млн световых лет от Млечного Пути, то есть в несколько раз дальше.

Слева — интенсивно излучающие в радиодиапазоне галактики (обведены красным), справа — их менее активные собратья (обведены зелёным), среди которых тенденция сбиваться в тесные группы выражена несколько слабее. (Иллюстрация NASA.)

По мнению авторов работы, это означает, что столкновения галактик действительно играют значительную роль в росте активности ядра галактики: такая близость указывает на возможные слияния этих структур в недавнем прошлом. Однако закономерность свойственна лишь для действительно активных галактик, излучения от ядер которых в 200 и более раз превышают те, что генерируют обычные галактики.

Следовательно, делать вывод о том, что единственным фактором, обеспечивающим активность ядра, является недавнее столкновение с другой галактикой и слияние СМЧД обеих, нельзя. Ведь для носителей не столь мощно излучающих активных ядер тенденция к плотному расположению не замечена, то есть существуют и какие-то иные механизмы, запускающие аномальную активность квазаров.

Отчёт об исследовании опубликован в издании Astrophysical Journal, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Александр Березин