01.08.2013

Гейзеры сатурнианской луны указали на её океан

Деформация Энцелада гравитацией Сатурна — основной фактор, управляющий активностью гейзеров спутника, сообщает НАСА.

Анализ данных космического зонда «Кассини», проведённый группой под руководством Мэтта Хедмана (Matt Hedman) из Корнеллского университета (США), показал, что интенсивность извержения водяных гейзеров Энцелада, часто выбрасывающих в космос кроме воды разные сложные органические молекулы, обратно пропорциональна расстоянию от него до Сатурна — планеты, вокруг которой вращается спутник.

«Гейзеры Энцелада определённо работают, подобно настраиваемым соплам поливочного садового шланга, — замечает г-н Хедман. — Сопла почти закрыты, когда Энцелад близок к Сатурну, и в основном открыты, когда эта луна находится в самой удалённой части орбиты. Мы думаем, что это связано со сжатием сатурнианской гравитацией спутника [в перигее] и смягчением его сжимающего воздействия [в апогее Энцелада]».

«То, как именно гейзеры реагируют на изменяющиеся воздействия гравитации на Энцеладе, заставляет предположить, что они родом из большого объёма жидкой воды, — уверен Кристоф Сотин (Christophe Sotin), соавтор г-на Хедмана. — Жидкая вода была ключевым фактором в развитии жизни на Земле, так что эти открытия подстегивают наш интерес к тому, существует ли жизнь везде, где есть вода».

Годами учёные выдвигали гипотезы о том, что активность гейзеров сатурнианской луны варьируется со временем, но точность имевшихся снимков не позволяла сделать окончательные выводы. Чтобы прояснить ситуацию, на сей раз использовались данные наблюдений Энцелада в инфракрасных лучах, полученные спектрометром КА «Кассини» в 2005–2012 годах.

Выяснилось, что в наиболее удалённой от гигантской планеты точке орбиты Энцелада скорость фонтанов гейзеров в ИК-диапазоне была в 3–4 раза выше, чем в самой близкой точке. Столь резкие колебания, по всей видимости, спровоцированные гравитацией Сатурна, действительно трудно себе представить вне сценария существования на Энцеладе глобального подлёдного океана.

Отчёт об исследовании вскоре будет опубликован в журнале Nature.

Александр Березин