05.09.2013

Туманности-бабочки в центре Галактики ориентированы одинаково

Причина этого странного явления остаётся загадкой: возможно, речь идёт о влиянии магнитного поля центральной части Млечного Пути.

Астрономы использовали «Телескоп новой технологии» Европейской южной обсерватории для анализа 130 планетарных туманностей в ядре нашей Галактики. И вот что в итоге выяснилось: все они ориентированы одним и тем же образом, вне зависимости от своего местоположения и прочих сторонних факторов. Ну не странно ли?!

В конце своего жизненного цикла звёзды типа Солнца увеличиваются в размерах, а затем сбрасывают внешнюю оболочку вовне, образуя планетарную туманность. Хотя они бывают самыми разными, количество видов таких объектов сравнительно невелико, и часто среди них встречается биполярная планетарная туманность, по форме напоминающая бабочку.

Сами по себе туманности этого типа далеко разнесены в пространстве, и нам пока неизвестны случаи их взаимодействия. При этом, как выяснили учёные из Манчестерского университета (Великобритания), у многих из туманностей-«бабочек» большая ось, проведённая через крылья «бабочки», ориентирована одинаково!

«Это действительно удивительная находка. И, если будет подтверждена, очень важная, — говорит Брайан Рис (Bryan Rees) из Манчестерского университета, ведущий автор исследования. — У многих туманностей-«бабочек» оси ориентированы вдоль плоскости нашей Галактики. Полученные нами при помощи «Хаббла» и «Телескопа новых технологий» снимки позволяют изучать эти объекты очень подробно».

Конечно, это относилось не ко всем 130 планетарным туманностям в ядре Млечного Пути. Лишь один из трёх типов «бабочек» (те самые, биполярные) демонстрирует загадочную ориентацию вдоль плоскости Галактики.

Как отмечают астрономы, любая выделенная ориентация космических объектов уже неожиданность, и особенно необъяснимой она кажется в густонаселённой центральной области нашей Галактики.

По идее, на форму планетарной туманности должно влиять вращение породившей её звёздной системы. Значит, часть звёздных систем в ядре Млечного Пути каким-то образом может быть ориентирована однообразно, как бы трудно это ни было себе представить для региона пространства протяженностью в тысячи световых лет. Чтобы придать будущим планетарным туманностям такую ориентацию, породившие их звёздные системы должны были вращаться в плоскости, перпендикулярной межзвёздному газу, из которого эти системы образовались. А это очень необычно: по теории, плоскости вращения протозвёздных облаков и самих светил должны совпадать.

Очевидно, делают вывод астрономы, это всё-таки слишком странно, чтобы быть правдой. Возможно, необычная ориентация планетарных туманностей вызвана магнитными полям, сильными в галактическом ядре. Они особо отмечают, что ближе к окрестностям Солнца у планетарных туманностей такой ориентации вдоль плоскости Галактики не наблюдается, что логично: ведь сильных полей такого рода на периферии Млечного Пути и в его спиральных рукавах нет.

Отчёт об исследовании вскоре будет опубликован в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а его препринт можно полистать здесь.

Александр Березин