25.01.2013

В солнечной короне впервые замечены магнитные 'косы'

Ученым впервые удалось разглядеть в солнечной короне тонкие структуры, или так называемые "косы", благодаря которым ее температура увеличивается до миллиона градусов, сообщила группа исследователей, основываясь на результатах суборбитального эксперимента Hi-C, в статье, опубликованной в журнале Nature.

Долгое время высокая температура самого верхнего слоя солнечной атмосферы – короны – оставалась загадкой для астрофизиков. Температура хромосферы и фотосферы — более нижних слоев Солнца - достигает десятков тысяч градусов Кельвина. Температура между короной и фотосферой (в пограничном слое толщиной в несколько километров) достигает нескольких миллионов градусов.

Энергия, необходимая для разогрева, согласно одной из гипотез, накапливается и высвобождается в переплетенных между собой магнитных трубках, которые сплетаются, соединяются и распадаются. Образующие так называемый "магнитный коврик" структуры очень малы, и до сих пор способов их увидеть не существовало.

НАСА и российский Физический институт имени Лебедева (ФИАН) в июле 2012 года провели совместный эксперимент Hi-C (High Resolution Coronal Imager), предусматривающий запуск ультрафиолетового телескопа на суборбитальной метеорологической ракете. На полученных с помощью этого телескопа снимках ученые впервые разглядели на Солнце детали размером около 150 километров, учитывая, что для самых лучших солнечных телескопов характерно разрешение не выше 900 километров. После обработки изображения они получили свидетельства того, что этот "магнитный коврик" существует на самом деле.

"Мы впервые смогли увидеть тонкие магнитные структуры, находящиеся в состоянии переплетения, способные накапливать энергию и высвобождать ее. Энергия, которая запасена в них, при этом соответствует той энергии, которая необходима для разогрева короны", — сообщил соруководитель эксперимента Hi-C со стороны ФИАН Сергей Богачев.

1. globalscience.ru