01.02.2013

Горячий Юпитер заставил потемнеть свою звезду

Ученые обнаружили в свете звезды HAT-P-7 потемнение, связанное с мощным действием гравитации газового гиганта. Работа принята к публикации в журнале The Astrophysical Journal Letters, ее препринт выложен в архиве Корнельского университета, а краткое содержание работы приводит ScienceNow.

Горячий Юпитер в предствлении художника. Фото: NASA/JPL-Caltech

Астрофизики проводили наблюдения за звездой HAT-P-7 при помощи орбитального телескопа «Кеплер». Основной его задачей является фиксирование изменений в свете звезд с целью обнаружения затмений, которые могут говорить о наличии в системе звезды экзопланеты.

Ранее в системе HAT-P-7 уже была обнаружена планета - крупный газовый гигант, относящийся к классу горячих Юпитеров. Эти массивные планеты являются промежуточным звеном между карликовыми звездами и крупными планетами.

В ходе нового исследования ученые обнаружили периодическое падение яркости HAT-P-7, которое, по словам ученых, возникало не из-за наличия какой-то новой планеты, а вследствие так называемого гравитационного потемнения звезды. Оно объясняется притягиванием гравитацией газового гиганта внешней оболочки звезды, в результате чего ее радиус локально увеличивается. Зона поднятия на звезде имеет немного меньшую температуру и давление, а следовательно, и меньшую яркость. По своей механике такое взаимодействие напоминает приливы и запаздывает за движением газового гиганта.

Пятно на поверхности звезды запаздывает за движением газового гиганта. Фото: Brett M. Morris/Avi M. Mandell/Drake Deming

Согласно расчетам, локальная температура гравитационного пятна была ниже всего на 0,18 градуса, однако чувствительности «Кеплера» было достаточно, чтобы ее зафиксировать в свете HAT-P-7.

Орбитальный телескоп Кеплер начал работу в 2009 году. За это время ему удалось обнаружить более 2000 кандидатов в экзопланеты, 105 из которых были подтверждены. Статистический анализ данных телескопа показал, что планеты, подобные Земле, и немного ее превосходящие по массе суперземли, гораздо более распространены во Вселенной, чем газовые гиганты.

1. Lenta.Ru