04.05.2012

Найдена группа белых карликов, поглощающих вещество экзопланет

Астрономы из Великобритании и Германии обнаружили четвёрку белых карликов, которые поглощают вещество землеподобных экзопланет, в прошлом обращавшихся по их орбитам.

Этапы поздней эволюции планетной системы, аналогичной нашей (иллюстрация Mark A. Garlick)

«То, что мы наблюдаем на примере этих проэволюционировавших звёзд, удалённых на несколько сотен световых лет, вполне может произойти в Солнечной системе, — говорит руководитель исследования Борис Генсике (Boris Gänsicke), сотрудник Уорикского университета. — Звёзды, похожие на нашу, в конце своего существования увеличиваются в размерах и превращаются в красных гигантов. Когда это случится, Солнце «захватит» внутренние планеты — Меркурий, Венеру и, возможно, Землю. Затем, в процессе превращения в карлика, оно потеряет значительную часть массы, и планеты отойдут от него, что может дестабилизировать орбиты и привести к столкновениям и разрушению каких-то планет земной группы. В результате образуется большое количество астероидов, а Юпитер, который переживёт финальную стадию эволюции Солнца, направит эти (или уже существовавшие) астероиды к белому карлику».

Собрать доказательства того, что в системах карликов PG0843+516, PG1015+161, SDSS 1228+1040 и GALEX1931+0117 происходило нечто подобное, помог спектрограф COS, установленный на «Хаббле» три года назад. Объединив ультрафиолетовые спектры, снятые COS, с оптическими данными, учёные отыскали следы нескольких (от 5 до 11) металлов, элементов тяжелее гелия, в фотосферах этих звёзд.

Заметим, что атмосфера белых карликов состоит из водорода и (или) гелия, а потому любые тяжёлые элементы, попадающие туда извне, очень быстро — за несколько дней — опускаются вниз и пропадают из поля зрения. Это позволяет утверждать, что измеренное содержание металлов в фотосфере практически идеально описывает состав околозвёздного вещества, которое поглощается тем или иным карликом и когда-то принадлежало планетам.

По словам астрономов, определённые ими соотношения содержания элементов C/Si и C/O отвечают современным представлениям о составе Земли. Самый интересный результат дали наблюдения карлика PG0843+516, в фотосфере которого содержалось неожиданно много хрома, железа, никеля и серы. Три последних элемента, как известно, скапливаются в ядрах планет земной группы, а отсюда следует, что PG0843+516 поглощает вещество ядра довольно большой «каменистой» планеты, по своему строению аналогичной Земле.

Отчёт о наблюдениях на «Хаббле» опубликован в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Королевского астрономического общества.

Дмитрий Сафин