12.07.2012

Открыт пятый спутник Плутона

С помощью космического телескопа «Хаббл» исследователи НАСА обнаружили новую крошечную луну на орбите Плутона. Количество известных нам спутников этой карликовой планеты выросло до пяти.

Четвёртого компаньона открыли всего около года назад: он до сих пор носит скучное условное обозначение P4, пишет BBC News.

Открыт пятый спутник Плутона. Изображения NASA, ESA, M. Showalter (SETI Institute)

О пятой луне впервые стало известно благодаря твиту Алана Стерна из Юго-Западного исследовательского института (США), главного исследователя проекта «Новые горизонты»; космический аппарат с этим именем посетит систему Плутона в 2015 году. Никто толком не знает, что его может ожидать на орбите карликовой планеты, поэтому идёт напряжённая работа по выявлению всех тел, болтающихся в окрестностях Плутона. «Наличие такого количества маленьких спутников косвенно указывает на то, что там должно быть много мелких частиц, нам невидимых», — отмечает участник проекта Гарольд Уивер из Университета Джонса Хопкинса (США). Между тем космический аппарат, мчащийся со скоростью 13,4 м/с, может быть уничтожен столкновением даже с частицей размером с дробь, пишет Space.Com.

Если же отвлечься от «Новых горизонтов», то остаётся только поражаться, как такой маленький мир может иметь столь сложную систему спутников. Возможно, это объясняется далёкой историей Плутона — например, столкновением с другим ледяным телом, случившимся миллиарды лет назад.

Самый крупный спутник Плутона — Харон (1 043 км в диаметре), затем следуют Никта и Гидра (от 32 до 113 км). P4 имеет в поперечнике 13–34 км.

Новая луна, по-видимому, чуть меньше — 10–24 км — и обладает неправильной формой. Среднее расстояние до Плутона — 47 тыс. км. Орбита вроде бы находится в одной плоскости с орбитами других спутников. В целом система выглядит очень аккуратно: орбиты вложены одна в другую, как в матрёшке.

Спутник получил предварительное обозначение S/2012 (134340) 1, но отзывается и на P5. «Хаббл» рассмотрел его с помощью своей третьей широкоугольной камеры 26, 27, 29 июня, а также 7 и 9 июля. Всего получено девять наборов изображений.

Уже после пролёта «Новых горизонтов» на Плутон устремит свой инфракрасный взор космический телескоп «Джеймс Уэбб». Он сможет измерить химические характеристики поверхности Плутона и его спутников, а также многих других тел, которые лежат в далёком поясе Койпера.

Харон впервые заметили в 1978 году, через 48 лет после открытия Плутона американцем Клайдом Томбо, сотрудники Военно-морской обсерватории США. Никта и Гидра были найдены «Хабблом» в 2005 году.

Плутон удалён от Солнца на 5,87 млрд км, то есть расположен примерно в 39 раз дальше, чем Земля. В течение более 75 лет после открытия этот объект рассматривался в качестве полноценный планеты, но всё изменилось в 2006 году, когда Международный астрономический союз признал его карликовой планетой. Дело в том, что Плутон делит орбитальное пространство с большим количеством других объектов пояса Койпера — кольца ледяных тел за орбитой Нептуна. Впрочем, споры продолжаются...