28.04.2012

Диск вокруг Фомальгаута составлен из остатков комет

Космический телескоп «Гершель» в деталях рассмотрел пылевой диск, окружающий одну из самых ярких звезд на ночном небе Фомальгаут.

Наблюдения показали, что этот диск напоминает пояс Койпера в Солнечной системе. По словам астрономов, диск образовался в результате столкновения большого количества комет.

Фомальгаут в два раза массивнее Солнца, он находится на расстоянии 25 световых лет от Земли. Эта звезда интересовала ученых многие годы. Объекту всего несколько сотен миллионов лет, и по звездным меркам, это довольно молодая звезда. В 1980-х гг. вокруг нее был обнаружен пылевой пояс. Пояс находится довольно далеко от звезды, на расстоянии, превышающем расстояние между Землей от Солнцем в 100 раз. Как следствие, температура объектов, входящих в него, составляет минус 200 градусов Цельсия. Как и пояс Койпера, диск вокруг Фомальгаута, содержит как относительно крупные тела, такие как Плутон, так и миллионы небольших объектов.

В 2008 году телескоп Hubble обнаружил следы потенциально существующей планеты, однако результаты данного наблюдения еще предстоит подтвердить.

«Гершель» заметил вокруг Фомальгаута большое количество мелкой пыли, которая судя по отраженному свету, вероятно, состоит из микроскопических пылинок размером всего в несколько тысячных долей миллиметра.

По словам ученых, для того, чтобы произвести такое количество пыли, которое обнаружил «Гершель», необходимо, чтобы каждый день сталкивалось порядка 2 тыс. комет диаметром 1 км.

«Я очень удивлен», - говорит Брам Аке из университета Левена, Бельгия. - «Это довольно большая цифра. В кольце должно быть триллионы комет. Материала, из которого состояли эти кометы, достаточно для того, чтобы получить сотню подобных Земле планет».