18.10.2011

Уточнены данные о поверхности астероида Веста

Учёные НАСА, работающие с зондом Dawn («Рассвет»), продолжают возиться с тайнами астероида Веста.

Эксперты подтверждают открытие более старого ударного кратера и приходят к выводу, что огромные желоба, опоясывающие астероид, стали результатом тех двух ударов.

«Старый бассейн» образовался около 3,8 млрд лет назад, тогда как тот, который лучше видно (его окрестили Реей Сильвией — в честь матери Ромула и Рема), появился примерно 2,5 млрд лет назад. Это не более чем предварительные оценки, они могут измениться.

«Мы обнаружили много удивительных вещей на Весте, — суммирует Кэрол Раймонд из Лаборатории реактивного движения НАСА, заместитель главного исследователя миссии. — Веста совершенно уникальна. Результаты превзошли все наши ожидания».

Учёные представили последние данные на пресс-брифинге ежегодного собрания Геологического общества Америки, а также рассказали о деталях в эксклюзивном интервью сайту Universe Today. Главный вывод на данный момент звучит так: Веста — самая маленькая планета земного типа в Солнечной системе.

С момента выхода на орбиту, который состоялся в июле, фотоаппараты «Рассвета» сняли бo'льшую часть поверхности Весты с 250-метровым разрешением, а спектрометр для картирования в видимом и инфракрасном излучении — с 700-метровым разрешением. Всё это — с высоты 2 700 км.

Бросается в глаза дихотомия Весты, то есть принципиальная разница между её северным и южным полушариями. Северное старше и сильнее изрыто кратерами, тогда как южное — более яркое и гладкое. На южном полюсе расположена гигантская гора, а на экваторе — глубокие желоба. Цвет и морфология поверхности чрезвычайно разнообразны. Южное полушарие имеет базальтовую литологию, северное — ударную.

Всё это может быть напрямую связано с двумя огромными кратерами, находящимися в южном полушарии. Желоба охватывают 2400 долготы. Г-жа Раймонд и её коллеги полагают, что это результат столкновений. «Ключевой частью доказательства стал тот факт, что серия впадин в северном полушарии, которые выглядят старше (то есть сильнее разрушены), огибает более древний ударный кратер, — отмечает специалист. — С другой стороны, экваториальные впадины окружают Рею Сильвию. Кратер Рея Сильвия местами моложе, чем экваториальные желоба. Объяснить это можно обвалами и оползнями».

Разобраться в ситуации помогут наблюдения, которые ведутся уже сейчас: «Рассвет» снизился и 29 сентября приступил к картированию поверхности с более высоким разрешением.

Кратер Рея Сильвия имеет около 475 км в диаметре. Он один из самых глубоких (20–25 км) в Солнечной системе. В его центре находится огромный пик высотой около 22 км и 180 км в поперечнике. Он сопоставим с крупнейшей горой Солнечной системы — марсианским Олимпом. Рея Сильвия частично перекрывает более старый кратер, который пока обозначают как «Старый бассейн». Его диаметр составляет примерно 375 км.

Эти кратеры особенно интересны в связи с тем, что Веста считается источником большого числа метеоритов типа HED (Howardite, Eucrite, Diogenite — говардит, эвкрит, диогенит). Существование на Весте кратера, относящегося к эпохе поздней тяжёлой бомбардировки, ожидалось.

Спектрометр «Рассвета» обнаружил на поверхности астероида пироксеновые пачки (типичный базальтовый материал). Признаков оливина на поверхности не найдено. Температура поверхности составляет 220–270 К.

Дмитрий Целиков