13.07.2011

Япет, возможно, покрыт пылью Фебы

Япет, спутник Сатурна, — одно из самых оригинальных небесных тел: одна его сторона — угольно-чёрная, а другая — ярко-белая, пишет ScienceDaily.

Япет с точки зрения американского космического аппарата 'Кассини' (изображение подготовили Robert Nemiroff, MTU, и Jerry Bonnell, USRA)

Веками астрономы ломали головы над источником этого «инь-ян». Очередное объяснение предлагает группа Дэниэла Тамайо из Корнеллского университета (США): одну из сторон спутника покрывает пыль другой луны. Поскольку Япет не вращается вокруг своей оси, тёмные хлопья оседают на одном и том же боку.

Исследователи математически описали движение частиц пыли во внешней системе Сатурна. Особого внимания удостоилась Феба — тёмная, далёкая луна неправильной формы, обращающаяся вокруг материнской планеты в обратном направлении (по сравнению с Япетом). «Вы будете чаще сталкиваться с другими машинами, если попадёте на встречную полосу», — открывает карты г-н Тамайо.

Столкновения Фебы с другими внешними лунами являются источником огромного невидимого кольца пыли, лежащего далеко за пределами других, более фотогеничных колец. Пыль из него попадает на Япет, словно мошки на лобовое стекло. Учёные пришли к выводу, что почти каждая частица размером более 10 микрон в конечном счёте окажется на Япете. Более мелкие образования, пролетевшие мимо, оседают на Титане или Гиперионе.

Результаты исследования будут опубликованы в журнале Icarus.

Дмитрий Целиков