24.08.2011

Найдена самая холодная недозвезда

Группа коричневых карликов спектрального класса Y пополнилась шестью новыми недозвёздами. Один из новых объектов оказался самым холодным среди всех ранее открытых собратьев.

Зелёным пятном отмечен на небосводе самый холодный коричневый карлик (фото NASA/JPL-Caltech/UCLA)

Коричневые карлики – неудавшиеся звёзды. Их масса подчас недостаточно велика, чтобы на них мог начаться термоядерный синтез с участием водорода, потому у них недостаточное свечение и телескопы, работающие в видимом диапазоне, их разглядеть не в состоянии.

Класс Y – самый холодный класс коричневых карликов, температура его представителей ниже условной границы 226° C, но они всё же испускают слабое инфракрасное излучение. Именно на его поимку нацелен орбитальный телескоп WISE.

Название 'коричневый карлик' условное. Никто не знает, какими покажутся первым людям космические объекты, температура атмосферы которых не превышает комнатную (фото NASA/JPL-Caltech)

С января 2010 года по февраль 2011 года он просканировал небосвод полтора раза и выловил сотню коричневых карликов, шесть из которых принадлежат к самому холодному классу. Температура поверхности одного из них (WISE 1828+2650) доходит до 25° C. И это абсолютный рекорд для недозвезды. Напомним, что предыдущие рекордсмены в этом классе «остыли» до 97±40° C и 27° C.

Все новички находяся в пределах 9-40 световых лет от Солнца, отмечает глава исследования Дэйви Киркпатрик (Davy Kirkpatrick) из Калифорнийского технологического института.

(Статьи авторов работы будут опубликованы в Astrophysical Journal.)

Юлия Рудый