16.09.2011

Открыта планета с двумя близкими солнцами

Астрономы сообщили о первой надёжно подтверждённой планете, обращающейся сразу вокруг двух звёзд. Система представляет большой интерес в плане процесса образования и взаимодействия компонентов.

На закате и рассвете с Kepler-16b открывается вид, очень похожий на тот, что представал взору обитателей Татуина в 'Звездных войнах' (Star Wars). Ведь одно из солнц пары — оранжевый карлик (спектральный класс К), а второе — красный карлик (М) (иллюстрация NASA/JPL-Caltech/T. Pyle)

Героиня дня — планета Kepler-16b, найденная при помощи телескопа Kepler самым непосредственным образом — по транзиту и сопутствующему снижению яркости родительской звезды, сообщает NASA.

В данном случае родная звезда планеты — тесная двойная. Период обращения её компонентов — 41 день, а дистанция между ними составляет всего-то около 34 миллионов километров. При этом с точки зрения земного наблюдателя меньшая звезда из этой пары периодически затмевает большую, и наоборот, что приводит к колебаниям яркости системы.

Экзотическая планетарная система удалена от нас на 200 световых лет (иллюстрация NASA/JPL-Caltech/R. Hurt)

Наблюдая за этими колебаниями, астрономы заметили, что существуют и небольшие падения яркости в те периоды, когда ни одна из двух звёзд не заходит за другую.

И ещё дополнительные третичные и четвертичные затмения были выявлены через неравные промежутки времени, что указывало на различные позиции звёзд в моменты, когда перед ними обеими проходило третье тело.

Родительские звёзды Kepler-16b весят как 0,69 и 0,2 Солнца, а потому Kepler-16b находится дальше зоны обитаемости, хотя и обегает вокруг своего двойного светила всего за 229 дней на расстоянии в 105 миллионов километров (примерно как Венера в Солнечной системе).

Описывающая новую планету статья вышла в Science (иллюстрация David A. Aguilar/ CfA)

Узнав об открытии, многие сразу вспомнили Татуин из знаменитой киносаги, но аналогия неполная, так как вновь найденная планета — это холодный газовый гигант размером с Сатурн. На его поверхности царит температура от -70 до -100 градусов по Цельсию, рассказывает Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики.

И всё же перед нами самое близкое приближение к фантастическому Татуину.

В то же время, судя по найденным протопланетным дискам двойных систем, ситуации, когда планета обегает сразу оба светила, расположенные близко друг к другу, тоже должны были быть частыми. И вот теперь такая планетарная система найдена.

Леонид Попов