27.05.2011

Израильтяне нашли белую дыру

Во всяком случае так полагают два физика, опубликовавшие результаты своих расчётов. Если они верны, человечеству удалось обнаружить объект, ещё более странный, чем его антипод — чёрная дыра.

Если из чёрной дыры невозможно вырваться, то в белую дыру нельзя попасть. Зато сама она рождает материю, выбрасываемую в космос (иллюстрация с сайта dvice.com)

Ресурс DVICE с некоторым упрощением напоминает, что в теории белые дыры спонтанно возникают посредине пустоты на краткий миг, чтобы взорваться, выбросив в нашу Вселенную вещество и излучение.

До сих пор ни у кого не было ни малейших свидетельств, что такие объекты и вправду могут существовать или существовали. Но у Алона Реттера (Alon Retter) и Шломо Хеллера (Shlomo Heller) есть подозреваемый. Это аномальная гамма-вспышка GRB 060614, зафиксированная в 2006 году. Параметры её были столь странными, что мировое сообщество затруднилось объяснить источник этой вспышки.

По версии же Реттера и Хеллера, нам посчастливилось застать взрыв белой дыры, о чём учёные и рассказали в статье (PDF-документ), размещённой на сервере препринтов arXiv.org.

Поскольку по механизму и последствиям мгновенный распад белой дыры сходен с Большим взрывом, создавшим саму Вселенную, но только уменьшенным многократно, авторы работы назвали такое событие Малый взрыв (Small Bang). Если это верно — становится понятно, почему на месте GRB 060614 астрономы не нашли никакой сверхновой.

Есть версия, что чёрные и белые дыры связаны между собой туннелями в пространстве-времени.

Леонид Попов