30.06.2011

Обнаружен самый удалённый квазар во Вселенной

Новичок также является самым ярким объектом в молодой Вселенной из всех найденных на данный момент. Он производит в 63 триллиона раз больше света, чем Солнце.

Квазар ULAS J1120+0641 был открыт в рамках британского проекта обзора неба UK Infrared Telescope Deep Sky Survey, а потом подробнее изучен при помощи нескольких телескопов, расположенных в разных странах.

Красное смещение удивительного квазара составило 7,085. Расстояние до него астрономы оценили в 12,9 миллиарда световых лет. С учётом возраста Вселенной получается, что данный квазар мы видим таким, каким он был всего через 770 миллионов лет после Большого взрыва.

Это не самый удалённый открытый объект в космосе. Ранее специалисты фиксировали излучение от ещё более далёких и древних галактик, а также чрезвычайно удалённые гамма-вспышки. Но ULAS J1120+0641 — самый впечатляющий объект из всех, находящихся на столь больших расстояниях. Он ярче любого из них в сотни раз.

Квазары светят за счёт материала, ускоряющегося и разогревающегося при падении в сверхмассивную чёрную дыру. Новый квазар в частности питается от чёрной дыры с массой в два миллиарда масс Солнца. Как чёрные дыры успели стать столь массивными уже в такую раннюю эпоху жизни Вселенной, объяснить трудно.

По информации Space.com, пока у астрофизиков есть лишь предположения.

Возможно, в ранней Вселенной существовало много «зёрен» чёрных дыр, весящих как 1000 Солнц. Также вполне вероятно, что тогда часто происходили слияния чёрных дыр, либо рост чёрных дыр в то время не сопровождался большим количеством излучения от падающего материала, что замаскировало бы такой процесс роста.

Хотя внушительные параметры нового квазара ставят перед учёными загадку ранних чёрных дыр, зато они помогут объяснить процессы, происходившие в так называемую эру реионизации (от 150 млн до 800 млн лет после Большого взрыва), когда нейтральный водород, заполнявший космос, за счёт света ранних галактик разделился на протоны и электроны.

Леонид Попов