09.06.2011

Ярчайшие сверхновые объявлены новым типом взрывов звёзд

Четыре необычных сверхновых обнаружили на небосклоне исследователи из США. Астрономы причислили их к новому классу, так как найденные объекты отличаются от предшественниц сразу по нескольким параметрам.

Аппарат Samuel Oschin Telescope помог найти четыре космических объекта из шести (фото Caltech/Scott Kardel/Robert Quimby)

Роберт Кимби (Robert Quimby) и его коллеги из Калифорнийского технологического института изучали снимки, полученные телескопом обсерватории Паломар.

Учёные обратили внимание на объекты, яркость ультрафиолетового излучения которых превышала таковую у наиболее часто встречающихся сверхновых типа Iа в десять раз. Позже выяснилось, что новички также медленно набирали свою «силу» — до максимального свечения они доходили за месяц-два (обычно на это уходит примерно 17 дней), а ещё затухали примерно 50 дней — в три раза дольше нормы.

По всем этим показателям новые объекты не вписываются в существующие модели и классификацию, отмечают астрономы в статье, вышедшей в журнале Nature.

Дальнейшие исследования показали, что ещё две ранее обнаруженные сверхновые (SN 2005ap и SCP 06F6) также относятся к новому неопределённому классу. Учёные продолжат поиски похожих объектов и надеются найти объяснение происходящим процессам.

Четыре из шести сверхновых до (слева) и после взрыва: TF09atu, PTF09cnd, PTF09cwl и PTF10cwr. Все новички были найдены в карликовых галактиках, удалённых от Земли на расстояние от трёх до восьми миллиардов световых лет (фото Caltech/Robert Quimby/Nature)

Пока в пресс-релизе Калтеха упоминаются две возможные модели появления столь высокой яркости. Согласно первой, перед нами пульсирующие звёзды массой от 90 до 130 масс Солнца. В ходе пульсации они сбрасывают бедные водородом оболочки, которые, когда происходит дальнейший взрыв самой звезды, нагреваются и излучают свет.

Вторая модель предполагает, что после взрыва сверхновой на её месте остаётся магнетар, быстро вращающийся объект высокой плотности с сильным магнитным полем. Постепенное его замедление приводит к выбросу энергии, которая разогревает материал, сброшенный во время взрыва сверхновой.

Юлия Рудый