06.05.2011

Получено ещё одно доказательство в пользу существования на Титане океана воды

Странности вращения крупнейшего спутника Сатурна Титана можно объяснить существованием подземного океана, пишет AstroBiology Magazine.

Титан — единственный мир, не считая Земли, имеющий жидкость на своей поверхности. Эти моря состоят из жидкого метана, однако в последнее время появляется всё больше причин подозревать, что под ними расположен океан из воды и аммиака. Например, космический корабль НАСА «Кассини» обнаружил, что с течением времени некоторые заметные особенности рельефа сдвинулись на 30 км. Это означает, что кора плавает в некоей жидкой среде.

Дальнейшие наблюдения за гравитацией и поверхностью Титана, выполненные «Кассини», дали ещё больше свидетельств в пользу наличия подземного моря.

Орбита Титана очень похожа на лунную: он всегда обращён «лицом» к своей планете. Однако учёные заметили, что его ось вращения наклонена примерно на 0,3o. Это довольно высокое значение, если верна оценка момента инерции Титана, то есть его устойчивости к изменениям вращения.

Можно предположить, что Титан является твёрдым телом, более плотным около поверхности, чем в центре. «Но это противоречит всему, что мы знаем о других планетах и спутниках и процессах их формирования», — говорит Розмари Баланд из Королевской обсерватории Бельгии. Поэтому более логично считать, что Титан имеет ледяную оболочку, прикрывающую жидкий водный океан, ледяную мантию и ледяное каменное ядро. Моделирование показало, что толщина ледяной оболочки может составлять 150–200 км, а глубина океана — 5–425 км.

Эта гипотеза ни в коей мере не закрывает проблему. Орбиту и особенности вращения Титана всё ещё можно объяснить недавним воздействием со стороны, например, кометы или астероида.

Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Дмитрий Целиков