21.04.2011

Обнаружена электрическая связь Сатурна с Энцеладом

Зонд «Кассини» помог учёным обнаружить электрическую связь Сатурна с его шестым по размеру спутником Энцеладом.

Область ультрафиолетового свечения рядом с северным полюсом Сатурна, которая выдаёт электрическую связь планеты с Энцеладом, обозначена белым. Фиолетовым выделены линии магнитного поля, а над Энцеладом показано сечение пучка энергетичных протонов, зарегистрированного 'Кассини'. (Иллюстрация НАСА / JPL / JHUAPL / University of Colorado / Central Arizona College / SSI.)

Существование связывающего планету и луну потока заряженных частиц не стало сюрпризом для теоретиков, знавших об открытой ранее «электрической цепи», в которую включены Юпитер и Ио. В случае Юпитера мощные потоки электронов, которые проходят по цепи и вторгаются в ионосферу, создают свечение, подобное полярному сиянию.

В 2008 году зонд «Кассини» зарегистрировал у Энцелада пучки электронов и ионов, ориентированные по линиям магнитного поля. По заключению специалистов, изучавших эти данные, поток энергии электронного пучка был достаточен для того, чтобы давать слабое, но различимое свечение на другом — сатурнианском — конце магнитных линий.

Проанализировав информацию, собранную «Кассини» несколько позже, учёные отметили искомый след в ионосфере планеты. Вытянутая (1200Х400 км) область УФ-излучения в северном полушарии Сатурна, найденная зондом, имеет площадь, сравнимую с площадью Швеции; отыскать аналогичную площадку на южной половине газового гиганта не удалось. По своей яркости северное свечение, разумеется, существенно уступает «обычному» авроральному овалу.

Два снимка Сатурна, сделанные 'Кассини' 26 августа 2008 года и разнесённые во времени на 80 минут. След потока частиц, попадающих в ионосферу, сместился, что отражает изменение позиции Энцелада. Цветом кодируется интенсивность излучения: меньшему её значению соответствуют чёрный и синий, большему — жёлтый и белый. Легко заметить, что интенсивность УФ-излучения в отмеченной белыми линиями площадке невелика: она доходила лишь до 1,6 килорелея (релей — внесистемная единица измерения фотонного потока). Авроральный овал представляется гораздо более ярким. (Иллюстрация НАСА / JPL / University of Colorado / Central Arizona College.)

Любопытно, что яркость УФ-свечения сильно изменяется во времени. Очевидно, вместе с этим должна изменяться и плотность потока частиц, испускаемых Энцеладом.

Отчёт, содержащий данные с «Кассини», опубликован в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Лаборатории реактивного движения.

Дмитрий Сафин