07.04.2011

Обнаружена пара белых карликов, приготовившихся к перерождению

Астрономы из США и Испании отыскали в созвездии Кита на расстоянии около 7 800 световых лет от Земли пару белых карликов, приготовившихся к перерождению. Объект имеет обозначение SDSS J010657.39–100003.3 (J0106-1000), сообщает Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики.

В каталоге, составленном в рамках проекта SDSS, он классифицируется как субкарлик. Однако при повторном анализе данных SDSS, выполненном в прошлом году, J0106-1000 был переведён в категорию белых карликов.

Чтобы разобраться с классификацией J0106-1000, в начале декабря 2010-го авторы провели спектроскопические наблюдения с использованием 6,5-метрового телескопа аризонской Обсерватории ММТ. Эти данные были дополнены результатами фотометрических наблюдений на 2,1-метровом телескопе Обсерватории Макдональда.

Как оказалось, J0106-1000 представляет собой двойную систему, причём составляющие её белые карлики обращаются друг вокруг друга с периодом всего в 39,1 минуты. Лучше всего опытным данным соответствуют такие параметры системы: первый компонент, массой в 0,17 солнечной, удалён от второго, масса которого составляет 0,43 солнечной, на 223 000 км (то есть подходит к нему ближе, чем Луна к Земле).

Если астрономы не ошибаются в своих оценках, в ближайшие 37 миллионов лет белые карлики должны объединиться. Поскольку их массы невелики, разрушительных последствий этот процесс иметь не будет; J0106-1000 просто получит шанс «начать жизнь заново» в образе субкарлика.

Известно, что двойные системы такого типа должны служить источниками гравитационных волн. По расчётам учёных, разрабатываемый в настоящее время космический интерферометр LISA действительно мог бы зарегистрировать сигнал от J0106-1000 после нескольких лет наблюдений.

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Дмитрий Сафин