21.03.2011

Астрономы впервые увидели слияние двух звезд

Польские ученые заявили, что им впервые в истории наблюдательной астрономии удалось зафиксировать слияние двух звезд. Работа исследователей, трудившихся под руководством Ромуальда Тиленды из Астрономического центра имени Николая Коперника, проливает свет на природу новой звезды V1309 Sco в созвездии Скорпиона, вспыхнувшей в 2008 году. Новыми астрономы называют тесные двойные звезды, яркость которых увеличивается на порядки при перетекании вещества с одной на другую.

Темная лошадка

В сентябре того года вспышка новой была открыта японскими учеными, однако последующие спектральные наблюдения показали, что объект светит не как классические новые. Группа Тиледы обнаружила, что еще с 2001 года за областью неба вокруг V1309 Sco наблюдал оптический телескоп обсерватории Варшавского университета. Этот телескоп еще с середины 1990 годов работает по программе поиска гравитационных линз.

Обратившись к архивным данным, астрономы поняли, что интересующая их область вблизи центра нашей галактики попадала в поле зрения телескопа около 2 тыс. раз – с 2002 по 2010 год. Анализ кривой блеска попавшего в поле зрения объекта показал, что к вспышке привело слияние тесной двойной системы, вращающейся с орбитальным периодом 1,5 дня. Профессор Патрик Мотль из Университета Индианы смоделировал сближение и слияние этой системы.

С годами звезды сблизились, начав вращаться быстрее и скрыв друг друга в общей оболочке из своих внешних слоев. В какой-то момент объект стал ярче, и его блеск начал увеличиваться в два раза каждые 19 дней до августа 2008 года. А в августе его блеск вырос в 300 раз всего за 10 дней.

Вспышка произошла месяц спустя, когда ядра звезд слились и высвободили энергию своего вращения. В тот момент абсолютная звездная величина объекта превысила в 10 тысяч раз ту, что была раньше, и в 30 тысяч раз блеск Солнца. В последующие месяцы яркость стала медленно спадать. Получившийся объект – также звезда – имеет нетипичный состав и огромную скорость собственного вращения. По мнению польских ученых, она все еще окружена остатками взрыва, которые мешают определить ее состав. Астрономы уже заказали наблюдательное время на космическом телескопе Hubble, чтобы понять природу V1309 Sco. «Это — первый случай прямого наблюдательного свидетельства того, что контактные двойные системы действительно заканчивают свою эволюцию слиянием в один объект, как и предсказывают теоретические исследования», — заключили авторы работы, которая опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Павел Котляр