04.04.2011

В кольцах гигантов найдены подписи ударов комет

Рябь на плоскости планетарных колец способна столетия сохранять след от удара по ним кометных осколков, утверждают учёные. Такие долгоживущие возмущения планетологи идентифицировали в кольцах Сатурна и Юпитера.

Следы от ударов намекают, что столкновения комет с планетарными кольцами происходят хотя далеко не каждый день, но всё же чаще, чем учёные могли бы предположить ещё несколько лет назад (фото NASA/JPL/Space Science Institute)

Крупные волны в кольцах планет известны много лет. Ранее уже высказывались предположения, что вызваны они кометами, некогда пробившими кольца навылет. Теперь же учёные пополнили свои знания о таких отклонениях колец от плоскости и систематизировали их.

Материалом для пары новых работ послужили кадры, собранные в самые разные годы космическими аппаратами Cassini, Galileo и New Horizons. Изучив их детальнее и сопоставив ряд особенностей с компьютерными моделями колец, учёные нашли несколько интересных следов.

Как рассказывает Space.com, в кольце C Сатурна наблюдаются волны, окружающие всю планету. Они достигают амплитуды в 20 метров и тянутся на 30-80 километров каждая.

Анализ говорит: перед нами отпечаток от удара по кольцу большого скопления обломков кометного ядра. Произошло это столкновение в августе — сентябре 1983 года. Тогда событие ускользнуло от внимания астрономов. Возмущение в кольце С, по расчётам, было вызвано облаком обломков, по суммарной массе эквивалентным километровому кометному ядру.

Моделирование удара кометы в кольцо. Сначала столкновение обломков ядра (разорванного приливными силами) вызывает небольшой наклон кольца (вверху). Со временем (в центре) из-за различия в орбитальном движении частиц, наклон этот превращается в спираль, всё туже и туже «наматывающуюся» (внизу) вокруг планеты. Ещё позже спираль начинает «рассасываться» и исчезает через несколько десятков лет или столетий после удара (иллюстрация Science/AAAS)

В то же самое время удар испытало и кольцо D (и на нём имеется рябь). Вероятно, его задел тот же поток кометных осколков.

В главном кольце Юпитера имеется два следа от ударов комет. Был проведён расчёт, учитывающий изменение такого следа со временем. Оказалось, наиболее сильный отпечаток является результатом воздействия, произошедшего между июлем и октябрем 1994 года. Это совпадает с датой самоубийственной атаки на Юпитер кометы Шумейкеров-Леви.

И пусть большая часть обломков кометного ядра прошла мимо главного кольца, прежде чем ударила в планету, множество мелких осколков, по всей видимости, зацепило кольцо. Вариант с двумя независимыми редкими событиями, так хорошо совпавшими по времени, исследователи считают маловероятным.

Учёные подчёркивают, что во всех случаях речь идёт именно о широком «душе» из множества летящих камней. Единичное, даже крупное тело, пробившее планетарное кольцо, не вызовет его сколь-нибудь заметного наклона.

Отпечатки таких ударов астрономы считают ценной летописью, способной рассказать о количестве и динамике комет в Солнечной системе. О своих выводах две группы планетологов поведали в статьях в Science (1 и 2).

Леонид Попов