27.01.2011

Обнаружена древнейшая галактика во Вселенной

Расстояние до найденной галактики составляет 13,2 миллиарда световых лет, и, соответственно, мы видим её такой, какой она была в далёком прошлом. Эта галактика уже существовала, когда самой Вселенной было примерно 480 миллионов лет от роду.

Новая галактика (на врезках) выглядит на небе в 500 миллионов раз тусклее, чем самые слабые звёзды, которые ещё можно разглядеть невооружённым глазом, – сообщают астрономы (фото NASA, ESA, G. Illingworth (UCSC), R. Bouwens (UCSC, Leiden University), HUDF09 Team)

Тусклый объект, названный UDFj-39546284, был идентифицирован на инфракрасных снимках с телескопа Hubble, полученных в 2009 и 2010 годах. Этот «город звёзд» — одна из самых ранних галактик, и неудивительно, что по сравнению с галактиками нынешними (например, Млечным Путём) она выглядит малышом.

Рекордно далёкий звёздный остров примерно в сотню раз меньше нашей Галактики, объект не имеет чёткой формы (как Млечный Путь, «выполненный» в виде спирали) и содержит горячие голубые звёзды. «Они, судя по полученным данным, родились примерно на 100-200 миллионов лет раньше наблюдаемого момента», — сообщает NASA.

Рекордная галактика проявилась в кадрах, сделанных в разных диапазонах волн (фото R. J. Bouwens, D. Magee, L. Bradley/Nature)

Напомним, что возраст Вселенной, то есть время, прошедшее с Большого взрыва, оценивается учёными в 13,7 миллиарда лет.

Изучение UDFj-39546284 ещё будет продолжено, потому команда астрономов, рассказавшая о находке в статье в Nature, именует объект кандидатом на рекордное красное смещение z ≈ 10. (Предыдущая рекордсменка была отнесена ко времени примерно 600 миллионов лет после Большого взрыва, а её красное смещение было равно 8,55.)

Сравнение досягаемости различных телескопов (для Hubble – разных камер, установленных на нём). Шкалы внизу представляют красное смещение и миллионы/миллиарды лет после Большого взрыва. Как видно, следующий шаг астрономов – переход от z = 10 к z = 20, что соответствует прыжку ещё на 200 с лишним миллионов лет в прошлое. Тогда лишь формировались самые первые звёзды и первые галактики. Это проникновение вглубь космоса обеспечит орбитальный телескоп Джеймса Вебба (James Webb Space Telescope), запуск которого намечен на 2014 год (иллюстрация NASA).

Сравнение данных о новой галактике с параметрами чуть более близких по расстоянию и времени звёздных островов позволило исследователям сделать интересный вывод. За 100-200 миллионов лет, отделяющих объект с z, равным примерно 10, и галактики с z ≈ 8, скорость звездообразования выросла в 10 раз.

В указанный период, то есть от эпохи в 480-500 миллионов лет и до эпохи в 650 млн лет после Большого взрыва, плотность и светимость галактик быстро возрастали. Этот промежуток времени авторы исследования назвали решающим этапом в сборке самых ранних галактик во Вселенной.

Леонид Попов