19.10.2010

Открыта звезда с самым коротким циклом активности

Звезда Йота Часов, расположенная в 56 световых годах от Земли, обладает самым коротким циклом магнитной активности, проявляющимся в росте и падении числа пятен.

У Йоты Часов имеется планета – газовый гигант. Этот мир, судя по всему, часто переживает мощные солнечные вспышки (фото Digital Sky Survey/VirGO)

Астрономы из американской высотной обсерватории (HAO) совместно с коллегами из ряда университетов США провели наблюдения за несколькими десятками звёзд солнечного типа. Учёные измерили динамику активности этих светил. Так выяснилось, что её период колеблется от 2,5 до 25 лет.

Но одна звезда — Йота Часов — оказалась по данному параметру просто рекордсменкой: её магнитный цикл проходит всего за 1,6 года. «Наш» солнечный цикл, для сравнения, длится примерно 11 лет.

Широкий диапазон указанных периодов, как полагают исследователи, отражает различия в свойствах и глубине зоны конвекции у звёзд с разными массами и возрастом. Так, Йоте Часов — всего 600 с небольшим миллионов лет (она почти в восемь раз моложе Солнца). Авторы работы считают, что похожий сверхкороткий цикл активности был и у самого Солнца в далёком прошлом, когда жизнь на Земле только зарождалась.

Однако изучение таких случаев интересно не только указанной аналогией. Астрономы говорят, что сопоставление параметров разных звёзд поможет лучше понять кратковременные вариации и закономерности в течении циклов у звёзд солнечного типа.

Подробности исследования — в статье в Astrophysical Journal Letters.

1. MEMBRANA