09.12.2010

Отснята четвёртая планета чужого солнца

Обнаружение четвёртой планеты в уже известной системе показало, что формирование планетарных семей, напоминающих нашу собственную, — дело закономерное. Вместе с тем открытие принесло и загадки.

Четыре планеты (b, c, d, e) вращаются вокруг звезды, удалённой от нас на 129 световых лет. Длина стрелок отражает смещение планет за 10 лет. Масштабная линейка – 20 а.е. (фото NRC-HIA, Christian Marois, W. M. Keck Observatory)

Благодаря телескопу Keck II на Гавайях учёные сумели получить изображение четвёртой планеты в системе HR 8799. Вновь открытая планета HR 8799 e, как и её сёстры b, c и d, – газовый гигант, весящий как семь Юпитеров.

Звезда HR 8799 в своё время стала первой, у которой удалось заснять сразу три планеты. Один из её миров астрономы позже нашли на старом снимке с орбитального телескопа, а для другого даже получили спектр.

HR 8799 может похвастаться ещё и двумя поясами астероидов, ледяных обломков и пыли, напоминающими «наши» пояс астероидов за Марсом и пояс Койпера за Нептуном. Кроме того, астрономы предполагают, что там же, но ближе к светилу могут существовать и скалистые планеты земного типа, которые пока слишком трудно отловить.

Сравнение системы HR 8799 (слева) и Солнечной системы. Показаны четвёрки планет-гигантов и по два пояса астероидов. Масштабные линейки – 20 а.е. На нижней схеме шкалы расстояния планет от светила тоже в астрономических единицах.Планету e отсняли в 2009 году и подтвердили в 2010-м. Детали открытия раскрывают статья в Nature и пресс-релиз обсерватории Кека (иллюстрации NRC-HIA, Christian Marois, W. M. Keck Observatory, B. Zuckerman, Quinn M.Konopacky, Bruce Macintosh, Travis Barman/ Nature)

Всё вместе это делает систему HR 8799 весьма похожей на Солнечную. С поправкой на то, что новая планета e, самая близкая к своему солнцу, в нашей системе заняла бы позицию между Сатурном и Ураном. Кроме того, суммарная масса этой четвёрки в 20 раз больше, чем общая масса планет в Солнечной системе. Более массивны у HR 8799 и пояса астероидов. (Другие более или менее похожие на нашу семьи экзопланет — это системы Эпсилон Эридана и HD 69830.)

Есть и ещё одно отличие. У HR 8799 четыре гиганта влияют друг на друга намного сильнее, так что учёные сомневаются в устойчивости системы в данной конфигурации (а звезда HR 8799 намного моложе Солнца, ей и её планетам — 30 миллионов лет). И вообще как данные четыре планеты появились именно на этих орбитах, не может объяснить ни одна из основных теорий формирования систем. Астрономы называют это настоящим вызовом теоретикам.

1. MEMBRANA