15.10.2010

Во Вселенной нашли 'неправильный' магнитар

Ученые обнаружили очень необычный магнитар, который, в отличие от типичных представителей этого класса нейтронных звезд, не обладает мощным магнитным полем, однако при этом испускает гамма-излучение в характерном для магнитаров режиме. Работа астрономов появилась в журнале Science, а ее краткое описание приведено на портале Space.com.

Объект SGR 0418+5729 глазами художника. Изображение CXC/M. Weiss

Свое название магнитары получили благодаря тому, что они обладают чрезвычайно мощным магнитным полем - оно намного мощнее, чем у любых других космических объектов. Средний размер магнитара не превышает двух десятков километров, но при этом его масса составляет от 1,5 до 3 солнечных. Магнитары вращаются вокруг собственной оси со скоростью около одного оборота за несколько секунд. Чем мощнее магнитное поле магнитара, тем быстрее он теряет энергию и замедляет вращение (анализируя скорость замедления, ученые определяют мощность поверхностного магнитного поля магнитара). Помимо всего прочего, для магнитаров характерны выбросы рентгеновского и гамма-излучения.

Во Вселенной нашли 'неправильный' магнитар. Фото с сайта  space.com
Во Вселенной нашли 'неправильный' магнитар. Фото с сайта space.com

Авторы новой работы, используя данные четырех рентгеновских обсерваторий ("Ферми", "Росси", "Чандра" и XMM-Newton), обнаружили на расстоянии семи тысяч световых лет от Земли магнитар SGR 0418+5729, который испускал типичное для магнитаров высокоэнергетическое излучение, однако его магнитное поле было сравнимо с полем "простой" нейтронной звезды.

Специалисты полагают, что вспышки излучения в гамма- и рентгеновском диапазоне "питаются" от магнитного поля. В случае SGR 0418+5729 ученые заключили, что его вспышки получают энергию от внутреннего магнитного поля магнитара.

1. Lenta.Ru