24.01.2011

Российские астрономы нашли галактическую редкость

Российские астрономы, работавшие на телескопе БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный), обнаружили звезду чрезвычайно редкого типа - так называемую яркую голубую переменную. Сообщение об открытии опубликовано на сайте Специальной астрофизической обсерватории.

Кольцевая туманость вокруг MN112. Изображение Spitzer MIPS

Яркие голубые переменные (Luminous Blue Variables - LBV) - это самые яркие и горячие звезды во Вселенной. Масса таких светил почти достигает максимально возможного теоретического предельного значения (предела Эддингтона). Считается, что яркие голубые переменные находятся на одной из последних стадий своего жизненного цикла перед превращением в сверхновую - они сбрасывают свои водородные оболочки.

Российские специалисты работали с данными обзора неба, собранными инфракрасным телескопом Spitzer. Они искали LBV, существование которых было предсказано сотрудником государственного астрономического института имени Штернберга Василием Гварамадзе, который, используя инфракрасные карты неба, составил список возможных кандидатов. В итоге ученые обнаружили в Галактике новую яркую голубую переменную - ее назвали MN112.

Изучение новооткрытой звезды при помощи БТА показало, что ее спектр очень схож со спектром другой звезды из группы LBV - P Лебедя, которая около 400 лет назад была одной из самых ярких звезд на небе.

Из-за огромной массы и чрезвычайной яркости время жизни ярких голубых переменных очень мало и не превышает нескольких миллионов лет. На сегодня ученым известно около двух десятков таких звезд.

1. Lenta.Ru