21.07.2010

Открыта самая тяжёлая и яркая звезда

Наиболее массивное из известных человечеству светил – звезда RMC 136a1 – тянет на весах на 265 солнечных масс. Она уже заняла первое место в рейтинге самых тяжёлых солнц (list of the most massive stars). Открытие совершила команда астрономов из Малайзии, Великобритании, Японии и Германии под руководством специалистов Шеффилдского университета (University of Sheffield).

Героиня нашего повествования настолько яркая, что выделяется для невооружённого глаза в центре скопления, состоящего из тысяч и тысяч светил (фото ESO/P. Crowther/C.J. Evans)

Обнаружили этот феномен учёные, когда при помощи массива телескопов VLT в Чили наблюдали за звёздным скоплением RMC 136a, удалённом от нас на 165 тысяч световых лет и живущем в соседней галактике – Большом Магеллановом Облаке.

Гигантской массой сюрпризы от RMC 136a1 не исчерпываются: её светимость, по оценкам астрономов, превосходит солнечную почти в 10 миллионов раз! Для сравнения: считавшийся до сих пор самой мощной известной звездой Cygnus OB2-12 выдаёт больше света, чем Солнце, "всего" в 6 миллионов раз. По словам учёных, температура на поверхности RMC 136a1 должна составлять более 40 тысяч градусов, в семь раз выше, чем на Солнце.

Сравнительные размеры молодых звёзд, слева направо: красный карлик – 0,1 солнечной массы, жёлтый карлик – Солнце, голубой карлик – восемь солнечных масс и R136a1 – почти в триста раз тяжелее нашего светила (иллюстрация ESO/M. Kornmesser)

Как сообщают учёные в пресс-релизе университета Шеффилда, для того чтобы обладать сейчас такими характеристиками, при рождении звезда должна была иметь массу как минимум в 320 солнечных (светила этого типа в ходе жизни теряют вес очень быстро). А это опровергает бытовавшее ранее представление о максимальном значении массы светил в 150 масс Солнца.

Будто специально в подтверждение гипотезы астрономы вслед за RMC 136a1 обнаружили в том же скоплении ещё три звезды, масса которых при рождении превышала "старый" предел. По-видимому, именно они отвечают почти за половину потока излучения и звёздного ветра, испускаемого скоплением в 100 тысяч звёзд.

Зум туманности Тарантул, который показывает, где расположена область с этой удивительной звездой. Объекты наподобие RMC 136a1 помогают учёным исследовать свойства массивных звёзд (фото ESO/P. Crowther/C.J. Evans)

Статья (PDF-документ) с описанием необычной звезды вышла в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Кратко суть работы излагается в пресс-релизе Европейской южной обсерватории.

1. MEMBRANA