26.05.2010

Астрофизики нашли галактики с неправильными дырами

Астрофизики обнаружили галактику, у которой сверхмассивная черная дыра располагается не в центре, как предсказывает теория, а немного в стороне. Статья ученых с изложением открытия появится в журнале The Astrophysical Journal Letters, а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе Технологического института Флориды, сотрудники которого принимали участие в работе.

Галактика M87. Фото NASA/ESA

Объектом исследования астрофизиков выступала галактика M87, которая располагается на расстоянии 60 миллионов световых лет от Земли в созвездии Девы. Анализ данных наблюдения, полученных орбитальным телескопом "Хаббл", позволил установить, что центральная черная дыра галактики находится не совсем в центре, как предсказывает теория.

Ученые предлагают несколько возможных объяснений этому феномену. Так, по одной из версий, неправильное расположение дыры является результатом слияния галактики M87 с более мелким соседом. Во время такого объединения сверхмассивные черные дыры в центрах галактик также сливаются. Получившаяся в результате этого процесса дыра "покидает" правильное положение.

По другой версии, центральную дыру могли сдвинуть выбросы материи - джеты - в окрестности черной дыры (в этой галактике наблюдаются джеты длиной несколько тысяч световых лет). По мнению исследователей, если обнаруженный учеными эффект окажется достаточно распространенным во Вселенной, то многие современные теории космической эволюции необходимо будет пересмотреть.

1. Lenta.Ru