11.06.2010

Планеты-гиганты могут формироваться в дисках молодых звёзд всего за несколько миллионов лет

Астрономы из Франции США и Германии проследили за перемещением экзопланеты, обращающейся по орбите вокруг близлежащей молодой звезды β Живописца (HD 39060).

β Живописца удалена от Земли примерно на 60 световых лет и в 1,75 раз превосходит Солнце по массе. Её возраст оценивается всего в 12 млн лет, тогда как наша звезда образовалась, напомним, около 4,5 млрд лет назад.

В восьмидесятых годах прошлого века учёные выяснили, что HD 39060 испускает неожиданно интенсивный поток ИК-излучения. Это явно указывало на присутствие околозвёздного газопылевого диска, и вскоре он был обнаружен, после чего многократно исследовался в различных диапазонах спектра. Наблюдения выявили асимметрию диска и искажения его формы; кроме того, были зарегистрированы случаи перемещения комет и ионизированного газа к звезде.

Результаты моделирования свидетельствовали о том, что в диске β Живописца должен располагаться некий массивный объект. В 2003 году научная группа, возглавляемая Анной-Марией Лагранж (Anne-Marie Lagrange) из Обсерватории Гренобля, провела наблюдения звезды с использованием системы адаптивной оптики «Очень большого телескопа», но не обнаружила никаких новых объектов; лишь через пять лет, при повторном анализе этих данных, учёные смогли выделить точечный источник в области диска HD 39060. Информации, однако, было недостаточно: сохранялась вероятность того, что источник находится не в диске, а на заднем плане.

В своей новой работе авторы обсуждают результаты дополнительных наблюдений 2008 и 2009 годов. Как выяснилось, на изображениях, полученных весной 2009-го и ранее, упомянутый источник отсутствует, но осенью прошлого года он показался с другой стороны диска. «Теперь у нас появились неопровержимые доказательства того, что у HD 39060 есть своя планета, — подводит итоги г-жа Лагранж. — Следовательно, планеты-гиганты [массу открытого ими объекта HD 39060 b исследователи оценивают в девять юпитерианских] могут формироваться в дисках молодых звёзд всего за несколько миллионов лет».

Стоит заметить, что случаи прямого наблюдения экзопланет очень редки, и HD 39060 b имеет наименьший радиус орбиты среди всех объектов, запечатлённых на снимках: она подходит к звезде на расстояние в 8–15 а. е. Период её обращения по орбите составляет 17–35 лет. «Это важно, поскольку у нас появляется шанс проследить за тем, как экзопланета совершает полный оборот», — говорит Анна-Мария Лагранж.

Отчёт будет опубликован в журнале Science; полный текст статьи можно скачать отсюда.

Дмитрий Сафин