21.06.2010

Впервые зарегистрировано магнитное поле звезды Бетельгейзе

Астрономы из Университета Тулузы и Парижской обсерватории зарегистрировали поверхностное магнитное поле красного сверхгиганта Бетельгейзе.

Постепенное увеличение регистрируемой индукции магнитного поля Бетельгейзе (иллюстрация из журнала Astronomy & Astrophysics)

Бетельгейзе, удалённая от Земли на 640 световых лет, располагается в созвездии Ориона. По своей светимости звезда находится на поздней стадии эволюции и превосходит Солнце приблизительно в сто тысяч раз, а по массе — в 15. Бетельгейзе отличается чрезвычайно низкой скоростью вращения: она совершает полный оборот вокруг своей оси за несколько лет, тогда как Солнцу достаточно одного месяца.

Считается, что амплитуду магнитного поля звёзд и планет поддерживает механизм магнитного динамо, действующий при движении проводящего вещества во внутренних областях небесных тел. В случае медленно вращающейся Бетельгейзе этот механизм работать не должен.

Изображение Бетельгейзе (Andrea Dupree, Ronald Gilliland, НАСА и ESA)

Учёные наблюдали за звездой в обсерватории Пик-дю-Миди, используя спектрополяриметр. Измерения проводились в марте и апреле 2010 года; по их результатам было вычислено значение индукции продольного магнитного поля, которая оказалась примерно равна 1 Гс и медленно увеличивалась с течением времени. Объяснить эти данные, по мнению авторов, может теория «локального динамо», которое связано с образованием так называемых ячеек конвекции.

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Дмитрий Сафин