15.06.2010

Обнаружено шесть новых экзопланет

Космический телескоп CoRoT, запущенный в 2006 году, зарегистрировал шесть ранее неизвестных экзопланет.

CoRoT ведёт поиск новых объектов транзитным методом, наблюдая за изменениями светимости звёзд при прохождении планет на их фоне. Для того чтобы подтвердить находку, астрономы снимают спектр звезды с помощью наземных телескопов и отмечают доплеровское смещение, вызываемое гравитационным воздействием вращающегося вокруг неё небесного тела. Объединяя полученные результаты, учёные вычисляют радиус и среднюю плотность вновь открытой планеты и определяют, к какому классу она относится.

Стоит заметить, что с добавлением шести новых объектов общее число экзопланет, обнаруженных CoRoT, достигло пятнадцати.

Самой маленькой из шестёрки оказалась планета CoRoT-8b, масса и радиус которой составляют примерно 70% от сатурнианских значений. Её внутреннее строение, по предположению учёных, примерно повторяет структуру «ледяных гигантов» Солнечной системы — Урана и Нептуна.

CoRoT-10b заметно превосходит первую экзопланету по размерам и движется по вытянутой орбите, совершая один оборот за 13,24 дня. Поскольку расстояние между планетой и её звездой периодически изменяется в очень широких пределах, температура на поверхности CoRoT-10b может подниматься от 250 до 600 оC.

CoRoT-12b, 13b и 14b попадают в категорию так называемых горячих Юпитеров. Они обращаются по орбитам сравнительно малого радиуса. CoRoT-13b по размерам уступает Юпитеру, но по плотности превосходит его в два раза, что свидетельствует о наличии массивного каменистого ядра. Радиус CoRoT-12b на 50% превосходит юпитерианский, а CoRoT-14b размерами примерно соответствует этому гиганту Солнечной системы. Масса CoRoT-14b оценивается, впрочем, в 7,5 юпитерианской.

CoRoT-11b выделяется тем, что её звезда, CoRoT-11, делает полный оборот вокруг своей оси всего за 40 часов. Период вращения Солнца, напомним, составляет 26 дней.

Седьмым новым объектом, найденным космическим телескопом, стал коричневый карлик CoRoT-15b, превосходящий Юпитер по массе приблизительно в 60 раз.

Дмитрий Сафин