24.06.2010

На экзопланете впервые измерили сверхмощный шторм

Небывало быстрое перемещение угарного газа в атмосфере экзопланеты, известной как HD 209458 b, зафиксировали голландские специалисты из Лейденской обсерватории (Leiden Observatory) при содействии американских коллег.

Эта планета очень близка к своей звезде, похожему на Солнце жёлтому карлику HD 209458, который расположен в созвездии Пегаса. HD 209458 b всегда повёрнута к звезде только одной стороной, которая нагревается вплоть до 1000 градусов Цельсия (на "тёмной" же стороне температура на несколько сотен градусов ниже).

Каждые 3,5 дня экзопланета проходит на фоне своей звезды и на три часа блокирует её излучение, часть которого пробегает сквозь атмосферу планеты. Как сообщается в пресс-релизе обсерватории, авторы наблюдали такой транзит с помощью спектрографа CRIRES телескопа VLT в ближнем ИК-диапазоне.

Используя эффект Доплера, специалисты изучили спектральные линии моноксида углерода и выяснили, что скорость ветра на экзопланете составляет около 2 км/с – с таким темпом, как ранее и предполагалось, газ переносится с освещённой стороны на ночную.

"Мы знаем, что на Земле значительные температурные градиенты приводят к возникновению мощных ветров, – говорит ведущий автор исследования Саймон Альбрехт (Simon Albrecht). – Как выяснилось, то же самое происходит и на HD 209458 b". Ранее она уже неоднократно удивляла учёных – так, на ней впервые нашли кислород и на одной из первых экзопланет воду.

Статья учёных опубликована в Nature. Больше информации об открытии можно узнать из пресс-релиза Европейской южной обсерватории.

1. MEMBRANA