22.04.2010

Найдена экзопланета, в атмосфере которой недостаёт метана

Наблюдения за экзопланетой GJ 436b с помощью космического телескопа «Спитцер» дали американским астрономам возможность оценить состав её атмосферы, который, как оказалось, не соответствует современным моделям.

GJ 436b (справа) рядом со своей звездой (иллюстрация Линнетт Кук)

GJ 436b, удалённая примерно на 33 световых года от Земли, находится в созвездии Льва. Диаметр экзопланеты близок к размерам Нептуна, а по массе она несколько его превосходит. Двигаясь по орбите малого радиуса, GJ 436b совершает полный оборот вокруг красного карлика Gliese 436 всего за 2,64 дня.

Учёные считали, что на планетах размером с Нептун и температурой до 800 К должно быть много метана и совсем мало оксида углерода. «Предполагалось, что значительное число крупных планет и коричневых карликов, предсказать состав атмосферы которых сравнительно просто, имеют сходные характеристики, — говорит участник исследования Джозеф Харрингтон (Joseph Harrington) из Университета центральной Флориды. — В нашем случае, однако, это правило не сработало».

Авторы провели наблюдения системы в ИК-диапазоне на шести длинах волн (3,6, 4,5, 5,8, 8, 16 и 24 мкм). Когда GJ 436b проходит за своей звездой, общий поток излучения уменьшается, что, при объединении данных по разным длинам волн, и даёт возможность оценить состав атмосферы.

Результаты наблюдений на шести длинах волн с выделенными областями «затмения» (иллюстрация из журнала Nature)

В результате выяснилось, что соотношение метана и оксида углерода на GJ 436b, температура поверхности которой оценивается примерно в 700 К, как минимум в 105 раз уступает расчётному. Учёным также удалось обнаружить некоторое количество Н2О и следы СО2.

«Это означает, что наши модели ещё очень далеки от идеала, — подводит итог г-н Харрингтон. — Получается, у каждой планеты есть свои индивидуальные особенности, отличающие её от прочих».

Полная версия отчёта опубликована в журнале Nature.

Дмитрий Сафин