08.04.2010

В атмосфере Тритона обнаружен оксид углерода

Проведя наблюдения Тритона в ИК-диапазоне, астрономы из Франции и Германии обнаружили в его атмосфере оксид углерода.

Поверхность Тритона (иллюстрация ESO / L. Calcada)

Тритон намного превосходит другие спутники Нептуна по размерам: его диаметр равен 2 700 км, что делает его седьмым в десятке крупнейших спутников Солнечной системы. Кроме того, из всех крупных спутников только Тритон движется в направлении, обратном вращению своей планеты.

В 1989 году космический аппарат «Вояджер-2» оценил состав атмосферы Тритона, обнаружив азот и метан, и измерил атмосферное давление — 14 мкбар. Это значение примерно в 70 тыс. раз меньше привычного для нас давления в 760 мм рт. ст. Наблюдения покрытий звезд (астрономических явлений, связанных с прохождением объекта перед звездой и блокированием ее излучения) позволили установить, что в 90-х годах прошлого века атмосферное давление на поверхности Тритона возрастало, но точных данных у исследователей не было.

Авторы рассматриваемой работы, воспользовавшись спектрографом CRIRES, который установлен на «Очень большом телескопе», изучили атмосферу спутника в диапазоне длин волн 2,32–2,37 мкм. В результате им удалось обнаружить оксид углерода и подтвердить наличие метана; измеренное содержание газов показывает, что атмосферное давление на Тритоне в несколько раз (максимум — в четыре) превышает величину, определенную «Вояджером». Сейчас оно установилось на уровне 40–65 мкбар — приблизительно в 20 тыс. раз более низком, чем на Земле.

Измеренный спектр Тритона (черная линия) и два смоделированных спектра, один из которых рассчитан для нулевого содержания оксида углерода в атмосфере. Четко выделяются пять линий СО: R5, R4, R3, P2 и P3. (Иллюстрация из журнала Astronomy & Astrophysics.)

В настоящее время в южном полушарии Тритона продолжается лето, и температура там поднялась примерно до -230oC. Из-за этого относительного потепления замерзшие азот, метан и оксид углерода, покрывающие тонким слоем поверхность спутника, и попадают в атмосферу, увеличивая ее плотность. Когда в эту область придет зима, температура опустится до -240o C, и атмосферное давление вновь упадет.

«Мы представили надежные свидетельства того, что влияние Солнца чувствуется даже на таких больших расстояниях, — подводит итог ведущий автор работы Эммануэль Леллуш (Emmanuel Lellouch) из Парижской обсерватории. — Времена года сменяют друг друга и на этом покрытом льдом спутнике».

В процессе наблюдений авторы также установили верхний предел содержания оксида углерода в атмосфере Плутона.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics; препринт статьи можно скачать отсюда.

Дмитрий Сафин