26.02.2010

Идентифицирован новый класс переменных звезд

Группа ученых из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США) и обсерватории «Джемини» идентифицировала три объекта, которые относятся к новому классу переменных звезд.

Обнаружение этих переменных звезд стало одним из первых научных результатов программы по оцифровке богатейшей коллекции астрофотографических пластинок Обсерватории Гарвардского колледжа, которая насчитывает более 500 тысяч экземпляров. Коллекция уже отпраздновала вековой юбилей; за все время наблюдений каждую точку на небе успели сфотографировать от пятисот до тысячи раз.

Три заинтересовавших ученых звезды обозначаются как DASCH J083038.5+140713, DASCH J075445.9+164141 и DASCH J073606.5+211411 и располагаются на фотопластинках рядом с рассеянным скоплением М44. Их блеск изменялся более чем в два раза за 10–100 лет; такое поведение для известных классов переменных звезд нехарактерно.

Для оценки параметров звезд исследователи провели спектроскопические наблюдения с использованием телескопов Обсерватории им. Фреда Лоуренса Уиппла и «Джемини-север». В результате было установлено, что светила относятся к спектральному классу К2III и имеют металличность [Fe/H], лежащую в промежутке от -1 до 0. Это означает, что на диаграмме Герцшпрунга — Рассела они могут занимать место на ветви красных гигантов, горизонтальной ветви либо асимптотической ветви гигантов. Их возраст — 8–16 млрд лет, а масса приблизительно соответствует солнечной.

Точный механизм изменения блеска авторам неизвестен. По их предположению, уменьшение яркости может быть вызвано пылевыми оболочками, которые блокируют прохождение излучения.

Полная версия отчета опубликована в издании The Astrophysical Journal Letters; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Дмитрий Сафин