09.03.2010

Идентифицирована самая тесная двойная звездная система

Астрономы из США и Европы представили новые доказательства того, что звезды в системе НМ Рака совершают оборот друг вокруг друга всего за 5,4 минуты.

Примерный вид НМ Рака (иллюстрация Роба Хайнса и Пола Грута)

Других двойных систем со столь малыми периодами обращения ученые пока не знают. НМ Рака также должна быть самой тесной из известных систем: ее размер не превышает восьми диаметров Земли (четверти расстояния от Земли до Луны).

Спектр НМ Рака (иллюстрация из The Astrophysical Journal Letters)

НМ Рака, находящаяся от нас примерно в 1 600 световых годах, объединяет двух белых карликов, один из которых передает вещество другому. Астрономы заметили ее в 1999 году: тогда она представлялась источником рентгеновского излучения, яркость которого изменялась с периодом в 5,4 минуты. Однозначно связать эту величину с периодом обращения звезд в системе ученые, однако, не могли.

Авторы провели спектроскопические наблюдения НМ Рака с помощью установленного на Гавайях телескопа Кек I. Изучая смещение линий в снятых спектрах, которое появляется при реализации эффекта Доплера, исследователи измеряли лучевую скорость звезд и вычисляли период обращения. Как оказалось, определенное ранее значение в 5,4 минуты прекрасно соответствует собранной информации.

Схема НМ Рака. Звезда слева передает вещество компаньону справа. Отдельно отмечены области, в которых зарождается излучение, наблюдаемое телескопом «Кек I», и рентгеновское излучение. (Иллюстрация из The Astrophysical Journal Letters.)

Ученым также удалось установить, что отношение масс звезды, отдающей вещество, и белого карлика, его принимающего, составляет 0,50 ± 0,13.

Если все расчеты верны, система НМ Рака должна быть мощным источником гравитационных волн. Исследователи надеются на то, что через несколько лет, с запуском программы LISA, эти волны будут обнаружены.

Полная версия отчета опубликована в издании The Astrophysical Journal Letters; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Дмитрий Сафин