15.01.2010

В двойных системах могут существовать несколько поколений планет

Хагай Перец (Hagai B. Perets), исследователь из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США), высказал предположение о том, что в некоторых двойных системах должны быть планеты разных поколений.

Моделирование образования двойной системы (иллюстрация Science Photo Library)

Идея ученого проста. Первое поколение планет в двойной системе формируется стандартным образом, на основе протопланетного диска. В ходе развития системы одна из звезд, приближающаяся к завершающему этапу эволюции, может передавать вещество компаньону, формируя у него «дополнительный» аккреционный диск; это создает условия для образования второго поколения планет. Вероятность повторения описанного процесса в будущем также весьма велика: увеличившая свою массу звезда, проэволюционировав, начнет отдавать вещество обратно, что должно привести к появлению третьего поколения планет.

Обнаружить такие системы, как уверяет автор, не так сложно. Поскольку с течением времени расстояние между компаньонами изменяется, те планеты, радиусы орбит которых выделяются на фоне «обычных» небесных тел, должны становиться кандидатами в следующее поколение. Кроме того, второе поколение может формироваться в условиях низкой концентрации тяжелых элементов (к примеру, в шаровых звездных скоплениях), неприемлемых для первого; дело в том, что содержание этих элементов в веществе, сбрасываемом звездой, находится на очень высоком уровне. Наконец, более молодые планеты могут иметь наклоненную орбитальную плоскость и неожиданно высокую массу.

В своей работе исследователь указал несколько двойных систем, в которых, вероятно, находятся планеты второго поколения. По его мнению, наибольший интерес представляют системы PSR B1620-26, Gl 86 и HD 27442.

Препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

1. КОМПЬЮЛЕНТА