13.11.2009

Обнаружен новый критерий поиска планетных систем

Исследователи из Испании, Португалии, Швейцарии и Италии доказали, что концентрация лития в атмосфере звезды прямо связана с тем, образует она планетную систему или нет, сообщает журнал Nature.

Запасы лития, бериллия и бора в веществе звезд практически не пополняются на протяжении всего цикла их развития. Считается, что литий был синтезирован вскоре после Большого взрыва, и его концентрация для большинства звезд устанавливается на одном уровне. Он сохраняется во внешней атмосфере светила, изолированной от раскаленной поверхности. Эта теория, однако, не дает объяснения тому факту, что содержание лития в атмосфере Солнца, которое было измерено несколько десятилетий назад, сократилось в 140 раз по сравнению с начальными значениями, рассчитанными для молодой звезды.

Авторы изучили данные по 500 звездам, 70 из которых поддерживают существование планетных систем. Бoльшая часть объектов наблюдалась с помощью спектрографа HARPS, установленного на 3,6-метровом телескопе в чилийской обсерватории Ла-Силла.

Около четверти всех исследованных объектов относились к звездам солнечного типа, и вокруг 30 из них обращались экзопланеты. Концентрация лития в атмосфере 26 из этих 30 звезд оказалась чрезвычайно низкой; рассмотрев информацию по всей выборке, авторы пришли к выводу, что это уменьшение содержания лития нельзя связать с какими-либо другими характеристиками звезд (к примеру, возрастом).

По мнению ученых, указанное свойство звезд вполне можно использовать для поиска новых планетных систем. Назвать точную причину падения содержания лития исследователи, впрочем, не берутся. Есть предположение, что это связано с замедлением вращения звезд, окруженных экзопланетами, вокруг своей оси. В таком случае вещества в атмосфере должны смешиваться более активно, и литий будет приближаться к поверхности звезды и "сгорать" там.

1. podrobnosti.ua