07.10.2009

В экстремальном климате экзопланеты обвинили соседнюю звезду

Ученые установили, что необычная орбита планеты HD 80606b является результатом гравитационного взаимодействия с соседней звездой. Статья исследователей выйдет в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводить ScienceNOW.

Компьютерная модель HD 80606b. Иллюстрация NASA

Планета HD 80606b представляет собой газовый гигант, который движется вокруг звезды, расположенной на расстоянии 190 световых лет от Земли, по сильно вытянутой эллиптической орбите (в ближайшей к светилу точке траектории планета получает в 800 раз больше тепла, чем в самой удаленной). Кроме этого, плоскость орбиты сильно наклонена по отношению к экваториальной плоскости звезды.

Подобная траектория позволила ученым назвать HD 80606b планетой с самым экстремальным климатом - из-за резких перепадов температуры на планете формируются ураганы со скоростью ветра более 4 километров в секунду (для сравнения, скорости юпитерианских ветров меньше 0,5 километра в секунду).

В рамках нового исследования астрономы использовали несколько телескопов, установленных в различных регионах мира. В результате подтвердилась ранняя гипотеза ученых - необычная орбита является результатом гравитационного взаимодействия планеты со звездой-компаньоном своего основного светила.

1. Lenta.Ru