23.04.2009

Четыре галактики столкнулись в космической глуши

Никакого ненужного драматизма и лишнего пафоса: эта история говорит сама за себя. Столь грандиозного события никто ещё не видел. Друг с другом столкнулись четыре галактики нешуточных размеров — каждая не меньше нашего Млечного Пути. Их слияние ещё продолжается, но некоторые утверждают, что в его результате сформируется одна из крупнейших галактик Вселенной.

Планета в одной из тех четырёх галактик. Вот так выглядит тамошний небосклон — на нём сливающиеся галактики можно рассмотреть более детально, чем на земном (иллюстрация NASA/JPL-Caltech/T. Pyle/SSC).

Галактические столкновения, о которых рассказывают астрономы, обычно не очень масштабны. Как правило, это мелкие катаклизмы вроде столкновения Андромеды и M32, последствия которых не такие уж и жуткие — особенно если оценивать происшествие в космических масштабах. Бывают и более существенные истории, когда, например, сливаются две крупные галактики, да ещё и с чёрными дырами внутри.

Так или иначе, считалось, что эти эпизоды могут осуществляться только в процессе парных взаимодействий.

Но вот астрономы откопали в какой-то дикой вселенской глухомани уникальный — пока что исключительный — район множественного столкновения галактик. Там в едином порыве их сошлось аж целых четыре штуки.

На этом снимке представлено комбинированное изображение, полученное с помощью различных телескопов. То, что снято с помощью Spitzer, показано красным. Изображения в оптическом диапазоне — зелёным. Оранжевые и жёлтые участки — места наложений оптических и инфракрасных снимков. Голубым выделена часть снимка, полученная от орбитальной рентгеновской обсерватории Chandra, данные которой также привлекались для исследования. Справа — увеличенная часть снимка с четырьмя яркими точками — галактиками (фото NASA/JPL-Caltech/K. Rines/Harvard-Smithsonian CfA).

"Это первый случай такого рода, который мне известен, — рассказывает Кеннет Райнз (Kenneth J. Rines), сотрудник Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (Harvard Smithsonian Center for Astrophysics — CfA), руководитель группы исследователей, обнаруживших эти сталкивающиеся галактики. И добавил на всякий случай. — По крайней мере, мне ещё никто не сообщил, что ему тоже известно четырёхкратное столкновение".

Итак, место действия — внутренняя часть галактического кластера CL0958+4702, который наблюдется с Земли в созвездии Большой медведицы. Оно заинтересовало учёных потому, что центры кластеров являются такими районами, в которых, по утверждению Райнза, скапливаются самые крупные в космосе галактики.

Термин "столкновение" часто используется в качестве этакой динамичной замены более объективного слова "слияние". Ведь из всех процессов, происходящих во время такого взаимодействия галактик, самым заметным оказывается движение материи. Оно происходит под действием гравитации, и окончательным результатом этого становится объединение этих галактик в одну.

Изображения сталкивающихся галактик в оптическом (слева) и в инфракрасном (справа) диапазонах. Области с примерно одинаковым излучением выделены контурами. Как показал анализ данных, район этого столкновения очень беден газом (как и в большинстве аналогичных случаев), поэтому новых звёзд там относительно мало (фото Kenneth Rines, Rose Finn, Alexey Vikhlinin).

В данном случае "окончательная" галактика будет, по выражению Райнза, одной из самых больших галактик во Вселенной. Подтверждением этой идеи служат данные инфракрасного телескопа Spitzer, многие годы верой и правдой служащего делу поиска астрораритетов.

С их помощью исследователи смогли оценить массу взаимодействующих объектов и сообщили, что каждый из них не меньше Млечного Пути. А окончательная масса даст почти 10 наших родных Галактик.

Во время этого взаимодействия часть звёзд и газа разлетелась вокруг галактик на огромное расстояние — порядка 360 тысяч световых лет. Как оценивают специалисты, около половины всего этого вещества "вернётся" в объединённую галактику под действием гравитации, но сколько для этого потребуется времени — не сказано. Между прочим, этот рассеянный материал очень массивен, он содержит в себе больше звёзд, чем во всём Млечном Пути!

Снимок изучаемой области в искусственных тонах. Эллипсом обведён 'ореол', в котором находится разлетевшееся вещество. Не удивительно, что доктор Райнз сравнил это небывалое столкновение с четырьмя грузовиками с песком, врезавшимися друг в друга, из-за чего песок разлетелся далеко вокруг (фото Kenneth Rines, Rose Finn, Alexey Vikhlinin).

Подробности исследования учёные изложили в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters. Кстати, вы можете ознакомиться и с препринтом этой работы на сервере arXiv.org.

Звезды